Содержание
- 1 Хрустальный череп: предистория
- 2 Хрустальный череп Митчелл-Хеджеса
- 3 Уникальные особенности хрустального черепа
- 4 Настоящие ли хрустальные черепа?
- 5 Эжен Бобан, французский антиквар из Мексики. (Общественное достояние / Wikimedia Commons)
- 6 Бобан и поддельные мексиканские артефакты.
- 7 Башня Черепов.
- 8 Когда и при каких обстоятельствах нашли таинственные предметы?
- 9 Новая находка и новые доказательства
- 10 Британский черепок
- 11 Научные исследования черепов
- 12 Череп по имени «Макс»
- 13 Какую память сохранили хрустальные черепа?
- 14 Много черепов, еще больше загадок…
- 15 Путаница в «показаниях»
- 16 Подделать их тоже невозможно
- 17 Не все черепа идеальны
- 18 Или все-таки это подделки?
- 19 «Череп Судьбы»
- 20 Кто, когда и зачем?
- 21 Сколько всего?
- 22 Развенчанная легенда
Хрустальный череп: предистория
Уже длительное время не утихают споры вокруг загадочных хрустальных черепов и связанных с ними необъяснимых явлений. В 1924 году экспедиция известного английского археолога и путешественника Ф.Альберта Митчелл-Хеджеса выполняла работы по расчистке древнего города в джунглях полуострова Юкатан. Тридцать три гектара леса, скрывающего старинные постройки, для облегчения раскопок выжгли. Когда дым рассеялся, участникам экспедиции открылись каменные развалины пирамиды, городских стен и огромный амфитеатр на тысячи зрителей.
В 1927 году Митчелл-Хеджес отправился в новую экспедицию, взяв с собой свою дочь Анну. Анна как раз и обнаружила под обломками древнего алтаря, изготовленный из прозрачнейшего кварца и прекрасно отполированный человеческий череп в натуральную величину. Его вес составлял 5,13 кг при весьма приличных размерах — 124 мм в ширину, 147 мм в высоту, 197 мм в длину. Первоначально у него не хватало нижней челюсти, но через три месяца недалеко от места находки черепа обнаружилась и она. Оказалось, что эта хрустальная деталь подвешивается на чрезвычайно гладких шарнирах и приходит в движение при малейшем прикосновении.
Исследователи обратили внимание на то, что в древних индейских преданиях упоминается тринадцать хрустальных черепов «Богини смерти», хранившихся отдельно друг от друга под присмотром жрецов и специальных воинов. Начался их активный поиск, вскоре давший результаты. Черепа обнаруживались в запасниках некоторых музеев и у частных лиц: в Америке, Европе и Азии. Черепов оказалось значительно больше тринадцати. Но далеко не все из них были столь совершенны, как «Митчелл-Хеджес», – большинство черепов были выполнены значительно грубее. Возможно, это были более поздние попытки создать нечто подобное идеальным черепам, которые, как считается, когда-то подарили людям боги.
Исследования: свойства хрустального черепа
Изучением черепа занялся искусствовед Фрэнк Дордланд. При тщательном осмотре он обнаружил в нем систему линз, призм и каналов, создающих необычные оптические эффекты. Благодаря данной системе глазницы начинали светиться, когда под ними устанавливали источник света. Дордланд сделал несколько гипсовых копий хрустального черепа и огромное количество фотографий с использованием микроскопа. Исследователя поразило то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. Чтобы разрешить данную загадку, он решил обратиться за консультацией в знаменитую фирму «Хьюлетт-Паккард», специализировавшуюся на выпуске кварцевых генераторов и считавшуюся наиболее авторитетной по экспертизе кварцев.
Исследование было проведено в 1964 году в лаборатории фирмы «Хьюлетт-Паккард». Согласно выводам экспертов, череп был изготовлен задолго до появления первых цивилизаций в этой части Америки. Загадкой оказалось место изготовления черепа: ни в Мексике, ни во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя; единственным его источником могли быть только кварцевые жилы в Калифорнии, однако горный хрусталь столь высокого качества в этих местах вообще не встречается.
Но самым поразительным открытием оказалось то, что «допотопный» череп изготовлен из цельного кристалла, причем вопреки всем известным законам физики. Один из лучших экспертов фирмы Л.Барре сформулировал свой ответ так: «Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков… Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп — они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски… Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату».
С мнением эксперта согласны и его коллеги. Для того, чтобы при обработке хрустальный череп не рассыпался, нужны были точнейшие аналитические методы: распилы должны быть строго ориентированы относительно осей роста кристалла. Однако изготовителей таинственной находки, очевидно, знали совершенно другие технологии обработки, неведомые нам сегодня.
Люди, близко контактирующие с черепом, утверждают, что он обладает мистическими свойствами. К примеру, что он мог вызывать сны и зрительные галлюцинации о жизни индейцев тысячелетия назад, временами светиться или наполняться «белым туманом», с последующим появлением «таинственных образов людей, а также гор, лесов, храмов и тьмы».
В настоящее время этот хрустальный череп хранится в Музее американских индейцев и его может увидеть любой желающий. Скептики поспешили причислить черепа к подделкам, изготовленным в более позднее время. Несомненно, часть из них действительно таковыми и являются, однако, некоторые из них не могут быть воссозданы даже в настоящее время.
Предания, связанные с хрустальным черепом
Существуют древние легенды, рассказывающие о странных ритуалах, связанных с хрустальными черепами. Тринадцать священнослужителей должны были одновременно вглядываться в «свой» череп. Предание сообщает, что таким образом жрецы могли увидеть любые тайны — не только то, что происходит в других местах, но и прошлое, и будущее, вплоть до конца света. Легенды также говорили, что посвященные могли узреть в черепах день возвращения богов…
Сегодня некоторые исследователи высказывают предположение, что найденные хрустальные черепа были изготовлены в Атлантиде и лишь чудом уцелели во время катастрофы. А сторонники гипотезы космических палеоконтактов считают череп творением инопланетян.
Некоторые ученые полагают, что древние их использовали в лечебных целях. Так, Джоан Паркс, унаследовавшая хрустальный череп «Макс» от тибетского монаха, утверждает, что последний весьма успешно использовал череп для лечения людей. Наблюдения исследователей и расспросы очевидцев показали, что хрустальные черепа действительно как-то воздействуют на тех, кто приближается к ним. Причем на разных людей — по-разному. Одни испытывают дискомфорт и непонятные страхи. Некоторые даже падают в обморок и на какое-то время теряют память. Другие, наоборот, странным образом успокаиваются и даже впадают в «блаженное” состояние. Очевидно, что черепа (рассматриваемые тринадцать) изготавливались с определенной целью. Учитывая, что они содержат сложную оптическую систему, это не могло быть просто украшением. Предания Тибета говорят о неведомой нам энергии, используемой древними в Городе Богов с помощью системы гигантских зеркал. Это наводит на мысль об аналогии: оптическая система черепов могла выполнять подобную задачу и открывать доступ к параллельному миру.
Возможно, этим и объясняется невидимая опасность, исходящая от баснословных кладов майя, спрятанных в джунглях Мексики. К этой мистической земле археологи относятся крайне осторожно — до сих пор не найдены 16 ученых, которые в 1974 году под руководством Митчелла-Хеджеса проводили раскопки древнего города майя.
Продолжение этой истории было очень печальным. В 1997 году на Юкатан вылетели 8 итальянских путешественников, которые приобрели на нём участок территории с целью поиска древнего города и кладов майя. Для облегчения работы рабочие подожгли большой участок леса. Когда дым рассеялся, открылись остатки пирамиды, каменные стены, огромный амфитеатр с местами для сидения, рассчитанный на тысячи зрителей. Это и был тот самый древний город.
Но вскоре радость исследователей сменилась страхом и тревогой, так как, осматривая развалины пирамиды, они наткнулись на разбросанные обезглавленные скелеты, которых было ровно 16. На некоторых из них сохранились остатки одежды. Рядом валялись личные вещи погибших. Среди них был и запечатанный целлофановый пакет, в котором были обнаружены документы и дневники самого Митчелла-Хеджеса. В них описывались странные явления, наблюдаемые профессором. Экспедиция занималась поисками чудесного хрустального черепа бога Солнца Кукулькана. Этот череп якобы позволял видеть прошлое и будущее, и, судя по всему, британцы его нашли. Однако, дальше началось непредвиденное. Сначала у них исчезли все продукты и инструменты, потом таинственным образом стали погибать люди. «Вокруг нас со всех сторон выросла непроходимая стена деревьев и колючих ядовитых растений, — писал Митчелл-Хеджес. — Обессиленные люди не в состоянии что-либо предпринять. Каждый день мы теряем по одному участнику экспедиции. Происходят поистине странные вещи. Кто-то незримый приходит по ночам и в непроглядной тьме обезглавливает спящих, затем усаживает их в амфитеатр. В кромешной тьме ничего не видно. Наверное, Кукулькан, бог Солнца, решил нам отомстить, несмотря на то, что череп мы положили туда, где взяли, — под алтарь. Нас осталось всего пять человек…»
Итальянцы сразу же стали собираться в обратный путь. Однако, любопытство взяло верх: всем не терпелось взглянуть на волшебный череп. Ведь он лежал на самом видном месте, в небольшой нише под алтарем. Это была точная копия человеческого черепа из полированного кварца, покрытого позолотой (в литературе встречается название «золотой череп”). Путешественники, мгновенно забыли о том, что писал профессор в дневнике, и как будто завороженные, стали рассматривать удивительное изделие. Череп как бы фосфоресцировал, на его поверхности появились маленькие клеточки, в каждой из которых отображались меняющиеся изображения, напоминающие живые картины. Любопытство стало роковым для исследователей. Никто из видевших таинственный хрустальный череп не смог вернуться на Родину, – участники экспедиции были найдены обезглавленными.
Хрустальный череп Митчелл-Хеджеса
Однако существует уникальный хрустальный череп Митчелл-Хеджеса, который по праву считается самым загадочным артефактом древности. Своим именем череп обязан искателю приключений Митчеллу Хеджесу, благодаря которому археологический объект стал предметом всеобщего достояния. По сей день остается загадкой его происхождение, возраст, способ изготовления и высокая способность к психическому воздействию на организм людей. Артефакт был найден под одним из алтарей древнего города майя Лубаантуне дочерью искателя Хеджеса. На тот момент город был практически не тронут раскопками и хранил в себе много загадок.
Первое, что увидел Хеджес с дочерью – это искусную работу руки «неизвестного мастера».
Для изготовления хрустального черепа был взят цельный кусок идеального кварца, который потом прошел процедуру тщательной полировки.
Артефакт был сделан в натуральную величину и весил 5,13 кг. Поначалу у черепа отсутствовала передняя челюсть, которая была найдена неподалеку спустя некоторое время. Члены экспедиции были удивлены, насколько точно была продумана его конструкция.
Оказалось, что недостающая деталь из хрусталя имеет специальное крепление к черепу путем подвешивания на гладкие шарниры. Поразила и высокая способность к свободному движению, как во время разговора.
Уникальные особенности хрустального черепа
Самые интересные подробности внутреннего строения артефакта были получены искусствоведом Фрэнком Дордландом. В ходе детального исследования Дордландом была обнаруженау целая система линз, призм и каналов, которые создавали необычные оптические эффекты.
При направлении светового луча в полость черепа глазные впадины начинали ярко сверкать, а после направления луча света в центр носовой полости освещалась внутренняя полость черепа, наполняя его извне ярким ореолом необыкновенного свечения.
Исследователя шокировало, насколько идеально ровной была поверхность черепа, и даже высокоточный микроскоп не мог уловить ни одного признака полировки.
Загадочный объект обладал пьезоэлектрическими свойствами, которые наделяли его способностью хранить сознание.
Возможно, неслучайно дочь Хеджеса ночью видела странные сны о древней жизни майя, когда череп находился в ее спальне. Многие считали, что в его власти предсказывать глобальные катастрофы. По большому счету загадка хрустального черепа майя так и осталась нераскрытой, но, кто знает, может, в недалеком будущем нашим потомкам повезет гораздо больше.
Настоящие ли хрустальные черепа?
В крупных музейных коллекциях по всему миру вы можете найти искусно вырезанные хрустальные черепа самых разных стилей и размеров. Самый маленький — простой амулет, а самый большой — больше шара для боулинга. Из поколения в поколение посетители музеев были очарованы их обаянием. Даже сегодня вы все еще можете увидеть некоторые из них на выставке.
Но в 1990-х годах антрополог Джейн Уолш из Смитсоновского национального музея естествознания начала подозревать эти объекты.
Однажды Почтовая служба США доставила Смитсоновскому институту хрустальный череп ацтеков размером с футбольный шлем от анонимного дарителя. В записке говорилось, что она ранее принадлежала мексиканскому диктатору. Коллега передал череп Уолшу на присмотр. Она знала об истории черепов как популярных музейных достопримечательностей. И Уолш также знал об их сомнительной стороне, выставив череп на музейной выставке, которая назвала его подделкой. Осматривая новоприбывшего, она нашла несколько причин сомневаться в том, что это настоящий артефакт.
«Он был слишком большим, пропорции неправильные, зубы и круглые впадины на висках выглядели неправильно, и в целом он казался слишком округлым и отполированным», — написали Уолш и его коллега Бретт Топпинг в своей книге «Человек». Кто изобрел ацтекские хрустальные черепа: приключения Эжена Бобана.
И когда она, в конце концов, начала копаться в предыстории других хрустальных черепов, она увидела тенденцию четких красных флагов и странный образец сходства.
Вскоре современный научный анализ также покажет, что эти хрустальные черепа были вырезаны современными вращающимися инструментами, в то время как в некоторых случаях порода произошла из Бразилии, а не из Мексики.
Эжен Бобан, французский антиквар из Мексики. (Общественное достояние / Wikimedia Commons)
Наука о хрустальных черепах.
Уолш начал с изучения происхождения 2-дюймового хрустального черепа из коллекции Смитсоновского института. Он появился, казалось бы, из ниоткуда в конце 1800-х годов как часть коллекции, поступившей в музей из Мексики. А в карточке каталога, написанном в 1950-х годах, она нашла анализ, сделанный геологом Уильямом Фошагом — экспертом по резным камням из Мезоамерики.
Расследование Фошага показало, что объект «определенно был подделкой», созданный с помощью современных инструментов и методов изготовления ювелирных изделий. Среди документов, которые сопровождали большую коллекцию артефактов, она также наткнулась на потенциального подозреваемого: человека по имени Эжен Бобан. В письме 1886 года утверждалось, что этот человек пытался продать поддельный хрустальный череп национальному музею Мексики.
Имя Бобана в конечном итоге будет появляться в ходе расследования. Один крошечный хрустальный череп, принадлежащий Британскому музею, возник в престижной компании Tiffany & Co. в Нью-Йорке. Записи показали, что партнер компании купил его на аукционе Бобана в 1897 году. Снова и снова их детективная работа, казалось, прослеживала историю хрустальных черепов до определенного периода времени — с 1860-х по 1890-е годы — и одного человека, Бобан. Но кем он был?
Бобан и поддельные мексиканские артефакты.
: Бобан, француз 1834 года рождения, был очарован Мексикой и ее историей. Он много путешествовал там и с годами стал археологом, работая на члена Французской научной комиссии в Мексике. Бобан подружился со многими из величайших археологов своего времени и проявил большой интерес к сбору артефактов со всего региона. Через каталоги и выставки он продавал артефакты коллекционерам и музеям в конце 19 века.
Примерно в то же время эксперты начали замечать поддельные ацтекские и доколумбовые артефакты, наводняющие музейные коллекции. Статья 1886 года в журнале Science осуждала «торговлю поддельными мексиканскими древностями».
Сами музеи знали о подделках, но и не знали достаточно, чтобы их избегать. Поэтому они все чаще стали обращаться за помощью к предметным экспертам. Так Бобан начал свое дело. Поскольку Бобан заработал репутацию знатока мексиканских древностей, кураторы музеев доверили ему заключение сделок. Они не могли понять, что он продавал им подделки — или что он изобрел хрустальные черепа — потому что они недостаточно хорошо знали ацтекское общество. Бобан рассчитывал на это. И ему удалось скрыть происхождение черепов с помощью поддельных историй покупок.
Кто тогда на самом деле сделал черепа? Во многих случаях Уолш подозревает, что Бобан мог приобрести их в стареющих христианских церквях в Мексике, которые разрушало правительство. Возможно, мы никогда не узнаем. Но и сам Бобан, разговаривая с газетным журналистом в 1900 году, похоже, предупредил будущие поколения о своем соучастии в саге о хрустальном черепе.
Бобан сказал: «Ряд доколумбовых черепов из так называемого горного хрусталя был изготовлен настолько искусно, что почти не поддается обнаружению, и были выдвинуты экспертами из некоторых главных музеев Европы как подлинные».
Башня Черепов.
: Тем временем из Мексики хлынули и настоящие археологические артефакты. Раскопки открыли новые ключи к разгадке истории ацтеков, цивилизации, которая была столь же развитой, как и ее современники в Европе. И музеи, и частные коллекционеры по всему миру стремились заполучить его. Кураторы выхватывали предметы, которые казались редкими и экзотическими. Хрустальные черепа показались бы идеальным выбором.
Столетия назад в духовных верованиях и церемониях ацтеков человеческому черепу уделялось большое внимание. Они высекали изящные черепа в камне и изображали своих богов в человеческих черепах в качестве украшений. Когда ацтеки приносили в жертву людей, они вырывали сердца людей и ставили их головы на колья.
Фактически, в период с 2015 по 2017 год археологи выкопали монументальную ацтекскую башню в Темпло Майор в Мехико, диаметром около 20 футов и построенную из более чем 650 человеческих черепов. Обнаружение этой башни из черепа опровергает ошеломляющие масштабы человеческих жертвоприношений, происходящих в тогдашней столице ацтеков. Это также показывает, насколько их культура одержима черепом.
И это были не только ацтеки. Если вернуться в историю, то майя и ольмеки до них также использовали черепа в своих духовных практиках и искусстве.
Жители Мезоамерики также были известны тем, что вырезали декоративные скульптуры и церемониальные предметы из твердого камня и драгоценных камней, включая хрусталь. Один из самых прекрасных примеров их мастерства — пара кубков, вырезанных из хрусталя.
Когда и при каких обстоятельствах нашли таинственные предметы?
Ещё в XIX веке поступали первые сведения о существовании хрустальных черепов доколумбовой реликвии Америки. Самый первый череп был найден в конце 1920-х гг. Мистический артефакт обнаружил английский археолог Митчелл-Хеджес вместе со своей дочерью Анной.
Митчелл-Хеджес
Долгие годы Митчелл-Хеджес путешествовал по странам Америки. На протяжении трёх лет археологи изучали древний город цивилизации майя и нашли удивительные возведения. Так как местность там тропическая, для ускорения раскопок пришлось много чего сжечь. После этого раскопали древние пирамиды и стены старых городов, в том числе остатки амфитеатра! Митчелл-Хеджес дал этому поселению собственное имя – «город с упавшими камнями».
Но главную реликвию обнаружил не археолог, а его маленькая девочка Анна. Тот самый череп судьбы она нашла во время прогулки в разрушенных местах. Череп был выполнен из кварца, идеально отполирован, но у него не было нижней челюсти. Конструкция была подвешена на шарниры из хрусталя, начинала двигаться, как только к ней прикасаешься.
Невероятные явления
С первыми раскопками начались и первые таинственные происшествия. Вот лишь некоторые из них:
- исследователи главной находки XX века твердили, что прикосновения к черепу вызывают необычный прилив энергии;
- положив артефакт рядом с кроватью, Анна твердила, что ночью видела сны о событиях из жизни древней цивилизации.
Цивилизация Майя
Девочка отмечала, что всё выглядело, словно увлекательнейший фильм. Отец подтвердил многие факты из снов дочери, ведь он хорошо разбирался в истории майя, а сама дочка не обладала подобными знаниями. Как только судьбоносный череп убирали от кровати Анны, её сны прекращались.
Анна говорила, что видела обряды жертвоприношений и сюжеты быта древних жителей города.
Реликвия долго хранилась в семейной коллекции Митчелл-Хеджес, но после смерти отца дочь передала хрустальный череп в распоряжение группы исследователей со всего мира. Семье археологов не удалось разгадать тайны мистического изделия.
Это интересно!Учёный с колоссальным опытом Фрэнк Дордланд исследовал череп и пришёл к заключению, что Анна видела сны благодаря системе линз с включёнными призмами. Задняя из них отражала свет, попадавший в глаз черепа. Но технологию полировки он так и не реконструировал. Даже современные микроскопы не дали результата. Дордланд решил обратиться к компании «HP», которая выпускала генераторы из кварца. Результаты экспертизы показали, что черепа были созданы задолго до возникновения первых мировых цивилизаций планеты, а хрусталя, из которого они сделаны просто нет в Америке! Помимо этого, специалисты в области минералогии не смогли отыскать подобный породистый хрусталь на всей планете.
Новая находка и новые доказательства
В 1990-е годы в Колорадо местные работники фермы нашли второй череп и отдали на изучение специалистам. Удивительно, но этот череп оказался помятым, будто сделан из пластилина! Не поверите, но и его загадки не разгадали.
Могут ли пришельцы быть связаны с находками археологов?
В районе второй находки часто фиксируются НЛО, а также необъяснимые смерти местных животных.
Хрустали подобного типа были найдены почти на всех континентах, но они не обладали тем качеством, которое было у первой находки.
В 1988 году по LBC (США) показали сюжет с участием двух спецагентов Сокола и Кондора. Они не были знакомы, но говорили об одном и том же – Штаты работали над программой, связанной с пришельцами. Проведя исследование, английское издание «Инкаунтерс» сообщило о правдивости высказанной агентами информацией. Все свидетельства были подкреплены необходимыми документами.
Дальнейшие поиски
Информация о таинственных находках будоражила общественность. Многие оккультисты интересовались этими вещами всё больше и больше. Началась буквально охота за черепами:
- После многочисленным попыток был украден «Розовый кварц» — крайне ценная находка с идеальными пропорциями;
- В 1943 г. нацисты из группировки «Аненербе» разыскивали магические черепа на территории Бразилии.
Иллюстрация Третьего Рейха в поисках хрустального черепа
В эту группу входило более пятидесяти научных сообществ Третьего рейха. Они же считали, что тайны хрустальных черепов тесно связаны с затерянной Атлантидой. Гитлер и его сообщники считали, что эти артефакты и знания придают силу, дают власть над всем миром. Поиски проводились в каждом уголке планеты.
Британский черепок
Сны, как и у А. Митчелл-Хеджес, узрели владельцы другого черепа, названного британским. Все касавшиеся его словно впадали в транс-состояние и получали картины жизни древнего американского народа. Удивительно, но кроме картин они чувствовали запахи происходящего! Те, кто говорят о наличии снов среди людей эмоциональных, вряд ли усомнятся после того, как услышат, что даже косные и не самые активные люди видели тоже самое. Люди, испытавшие такие эмоции меняли работу, становясь археологами, историками и просто путешественниками, стремясь отыскать таинственный кварц.
Хрустальный череп из британского музеяЭто интересно!Жрецы майя посредством ритуальных действий связывались с богами. Например, бог Кукулькан, ассоциировавшийся и у племени майя с Венерой, дал жителям Мезоамерики знания письма, математики и астрономии.
Богиня смерти, имя которой не указывается в старых преданиях цивилизации, непосредственно относилась к 13 хрустальным черепам. Здесь же говорилось, что все черепа располагались на одном расстоянии и защищались жрецами.
Помимо майя, к удивительным находкам относятся и ацтеки. Они верили, что мир разрывался четыре раза, а сами они живут в эпоху 5 солнца. По их представлениям, так выглядели прежние 4 эпохи:
- в эпоху 1 солнца жили гиганты, затонувшие в воде;
- под вторым солнцем жили люди, убитые воздушным змеем и превращённые в обезьян;
- во время 3 солнца люди ели лишь фрукты и умерли от силы огня небес;
- эпоха 4 солнца ознаменована голодом, от которого вымерли все люди;
- современники 5 солнца умрут от землетрясения.
Известно, что сами черепа были переданы племени майя атлантами.
Научные исследования черепов
Учёные решили рассмотреть и изучить черепа со всех сторон. Магическая сила предметов так и не была исследована. Однако удалось найти интересные факты, например, выявить сильнейшие линзы в глазницах, которые отражали свет и пропускали большие потоки. Тот самый Дордланд отмечал, при всматривании наблюдал картины происходивших в жизни цивилизации событий.
Помимо исторических сведений, исследователь рассказывал о фантастических сюжетах параллельных времён и, вероятно, будущего. Атмосферные звуки подкрепляли его уверенность в происходящем, наводя на мысль об их внеземном происхождении. Наблюдаемые картины мешали Дордланду спать.
Американский учёный Шапиро пересказал историю богача, нашедшего хрустальный череп в городских руинах майя. Согласно этим сведениям, совершая ритуал, ему удалось создать приносящую доход компанию. Они обменялись визитками. Через некоторое время Шапиро решил связаться с богачом и предупредить его о запрещённых по отношению к черепу действиях, но человек к тому моменту умер, а находка исчезла.
Череп по имени «Макс»
Тот самый череп «Макс»
Мистер Джонсон, именитый чтец-провидец, поведал историю о связи с потусторонними мирами благодаря черепу. Представленный ему артефакт якобы хранил информацию о жизни всех древнейших сообществах нашей планеты, а также иных планет Млечного пути. Список данных, по его мнению, имеющихся в черепе «Максе» впечатляет:
- хроники, предания и мифы жителей Атлантиды;
- плеядеанцы и арктурианцы и сведения об их жизни;
- высшее человеческое сознание.
Миссис Парк, домохозяйка из Хьюстона и владелица этого черепа, имела честь почувствовать силу «Макса». Летом 1987 года она смотрела передачу о хрустальных черепах. Чтобы углубиться в тему, она решила посетить местный музей. Гиды ей сказали, что данная находка малоизучена, предложив хозяйке сдать реликвию в местный музей. Она отказалась и, придя домой, положила череп в гардероб, говоря «ну ты и череп». Удивительно, но в ответ она услышала «Я не Череп, меня зовут Макс».
Какую память сохранили хрустальные черепа?
Главным свойством черепов, говорят исследователи, является запоминание и хранение древних событий. Благодаря чему они это делают? Их структура, кристаллическая решётка позволяют владеть таинственными свойствами и передавать их при первом контакте другим.
Кристаллы могут перемещаться в другие состояния, но это свойство слабо изучено. По-другому это называется энергопамятью. При этом объём сохраняемой информации ничем неограничен.
Хрустальные черепы уникальны с точки зрения исторической науки. В мире их не так много, но в своих внутренних «летописях» они хранят информацию о многих событиях, происходивших когда-то и, возможно, предначертанных нам.
Современное состояние находок
Всего на сегодняшний день существует 13 хрустальных черепов. 9 объектов находятся под частной охраной.
13 хрустальных черепов
Где хранится главный хрустальный череп майя? Четыре известнейших реликвии выставлены на всеобщее обозрение в следующих музеях: вашингтонский Национальный музей естественной истории, Парижский музей примитивного искусства, Британский музей.
3 из представленных 13 черепов были найдены в Гватемале Эженом Бобаном – археологом-антикваром при содействии императора Мексики Максимилиана. Исследования показали, что данные черепа были сделаны на рубеже XIX-XX веков. Незнакомцы нагло подделали и выдали вещи за оригинальные. Последний череп был обнаружен в Баварии, Германия.
Интересный факт:13-ый череп в конце XX века принадлежал известному немцу Генриху Гиммлеру, в чьём доме, на запылившимся чердаке, был обнаружен под обветшалым окном.
Много черепов, еще больше загадок…
Кроме этого черепа, в разные годы было найдено еще, как минимум, двенадцать. Каждый из них вырезан из цельного кристалла горного хрусталя, и специалисты-минерологи не в состоянии объяснить, как это было сделано: по их мнению, если кристалл распиливать в таких направлениях, он должен расколоться на части. Точно так же ученые не понимают, каким образом черепа были отполированы – их поверхность идеально гладкая, но на ней нет никаких следов обработки. И еще одну странность отмечают многие, имеющие дело с этими артефактами: по их рассказам, рядом с черепами снятся яркие, реалистичные сны о жизни древних индейцев, а иногда даже случаются видения наяву.
Альберт Фредерик Митчелл-Хеджес на раскопках
Если направить на хрустальный череп луч света, можно получить необычный и даже пугающий эффект: свет будет вырываться из глазниц или изо рта. Из-за таких эффектов ученые предположили, что эти артефакты использовались индейскими жрецами во время религиозных ритуалов. Если, конечно, черепа действительно были сделаны индейцами в древние времена, а не являются подделками, созданными в начале ХХ века.
Митчелл-Хеджес (справа), его дочь и помощник на раскопках в Юкатане
Путаница в «показаниях»
А такое мнение тоже довольно распространено среди специалистов по разным древностям. Появилось оно в 70-е годы прошлого века, почти сразу после того, как Анна Митчелл-Хеджес показала хрустальный череп историкам и рассказала журналистам о том, как нашла его. Это было уже после смерти ее приемного отца, и многих удивило, что они с Анной не объявили о своей находке сразу после возвращения с Юкатана и так долго держали ее в тайне. Анна объяснила это тем, что Фредерик Альберт опасался, как бы череп не присвоили спонсоры его экспедиций, но журналисты решили проверить ее слова и обнаружили новые странности. Оказалось, что в 1943 году на аукционе Сотбис британский антиквар по имени Сидни Брени продал череп из хрусталя, а покупателем этого лота был никто иной, как Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес.
Анна стала оправдываться, что после экспедиции ее отец нуждался в деньгах и сам продал череп Берни, а потом выкупил его. Но поскольку раньше она ничего об этом не рассказывала, прежнего доверия ей уже не было. Тем более, что и история находки черепа в ее день рождения выглядела слишком уж красивым и романтичным совпадением – было больше похоже, что ее дочь археолога тоже придумала, чтобы привлечь к хрустальному артефакту больше внимания.
Подделать их тоже невозможно
Сейчас большинство ученых почти уверены, что папа с дочкой солгали о том, как хрустальный череп попал к ним в руки. А вот остальные вопросы, касающиеся этого и других черепов, остаются открытыми. Если Митчелл-Хеджес не продавал «свой» череп Берни, откуда тот взялся у антиквара? Нашел ли его во время раскопок какой-нибудь другой археолог или вырезал из хрусталя неизвестный умелец, живший в начале ХХ века? И если все хрустальные черепа – подделки, все равно непонятно, каким образом их удалось создать?
По мнению большинства специалистов по минералогии, выточить их хрусталя предмет такой сложной формы и отполировать его было невозможно даже с помощью инструментов, существовавших в середине ХХ века. Ровная поверхность черепов изумляла ученых даже больше, чем их форма: искусствовед Фрэнк Дордланд, например, писал, что добиться такой гладкости можно, только полируя хрусталь мокрым песком в течение… нескольких сотен лет!
Не все черепа идеальны
Кроме тринадцати больших черепов правильной формы в конце ХХ века начали появляться и маленькие прозрачные черепа, а также сплющенные и словно бы скрученные черепа разного размера. Их продавали в сувенирных лавках в Центральной Америке, а иногда находили фермеры, распахивающие поля или роющие котлован для строительства дома. Часть их них точно являются подделками из стекла, по поводу остальных исследователи сомневаются…
Хрустальные черепа бывают очень разными…
Или все-таки это подделки?
В 2007 году три самых больших хрустальных черепа исследовали еще раз, и занимавшиеся этим ученые неожиданно объявили, что на их поверхности есть следы обработки, которую можно было бы провести в ХХ веке. Но поскольку до этого ни одно исследование не находило таких следов, многие ученые отказались признавать эти результаты и по-прежнему настаивают на том, что эти артефакты могут быть «родом» из глубокой древности и обладать неизвестными науке свойствами.
Одна из последних фотографий Анны Митчелл-Хеджес с самым знаменитым хрустальным черепом
И в продолжение темы исторических загадок 10 неожиданных археологических находок, которые позволяют взглянуть на историю с нового ракурса .
«Череп Судьбы»
В апреле 1927 года дочь археолога Фредерика Митчелла-Хеджеса Анна нашла при раскопках майяского города Лубаантун рукотворный череп. В 1964 году она показала находку искусствоведу Фрэнку Дорланду, а тот передал ее для изучения в фирму «Хьюлетт-Паккард».Выяснилось, что череп изготовлен из цельного кристалла хрусталя. Этот материал очень прочен – его ничем, кроме алмаза, нельзя разрезать, но древние майя сумели его обработать. Поверхность отполировали некой пастой, а вот следов металлических инструментов не нашли. Глазницы светились и отражали лучи света благодаря особой системе каналов и призм в задней части. Нижняя челюсть крепилась отдельно и была подвижной.
Специалисты не поняли, как создан череп. В древности на такую работу нужно было потратить не менее 300 лет. Вдобавок его создали, игнорируя все законы и правила.
«Проклятая штуковина вообще не должна была существовать на свете. Тот, кто ее высекал, не имел ни малейшего понятия о кристаллографии и совершенно игнорировал оси симметрии. Она неминуемо должна была развалиться при обработке!» – заключили эксперты
Кто, когда и зачем?
Существуют различные гипотезы о назначении черепа: он мог служить для накопления и передачи информации, быть инструментом для гаданий, своеобразной лупой (в его верхнем нёбе находится замаскированное увеличительное стекло), использоваться в лечебных и магических целях, а также… исполнять желания. Имеется и «техническая» гипотеза о предназначении артефакта: призма, вырезанная в его затылке, напоминает… рабочее тело лазерного устройства.
Сам Митчелл-Хеджес писал, что череп использовался жрецами… в качестве оружия. С его помощью насылалось проклятие – и жертва вскоре расставалась с жизнью. Эту точку зрения разделяет российский фантаст Кирилл Бенедиктов.
Майя вряд ли были творцами артефакта – по Митчелл-Хеджесу, возраст находки не менее 3600 лет. Дорланд предположил, что череп сделали в Древнем Египте или Вавилоне, а потом привезли в Центральную Америку.
Сотрудники «Хьюлетт-Паккард» определили, что череп гораздо древнее, и, возможно, его 12 тысяч лет назад создали атланты. А в уцелевших рукописях майя, говорят, нашли легенду о 13 хрустальных черепах богини смерти, которые содержат все знания и всю мудрость мира. Черепа якобы доставили на Землю инопланетяне… 36 тысяч лет назад.
В древности будто бы существовал ритуал 13 черепов. Одновременно вглядываясь в них, посвященные могли созерцать прошлое и будущее – вплоть до возвращения богов и конца света. Кроме того, они служили средством связи. И в наши дни есть поверье: если найти 13 древних черепов и разложить их по кругу, один из них окажется «главным» и соберет знания всех остальных.
Сотрудники германской оккультной организации «Аненербе» охотились за черепами по всему миру, поскольку верили: чудесные артефакты подарят им власть над миром. С приближением роковой даты – 21 декабря 2012 года – легенда о черепах богини Смерти несколько видоизменилась. По новой версии, 13 черепов способны предотвратить апокалипсис. Недавно появился ряд статей о том, что конец света, мол, не за горами, так как недавно повредили один череп – по слухам, тот самый, тринадцатый…
Вероятно таки его восстановили, ибо конец света не случился. Хотя некоторые считают, что пусковой механизм уже работает, но всё произойдёт медленно или даже мы перейдём на другой этап развития. Но вернёмся к черепам.
Сколько всего?
Хрустальные черепа известны в Европе со второй половины XIX века. Европейцы узнали о них благодаря Эжену Бобану, «официальному археологу» при дворе мексиканского императора Максимилиана. Вернувшись из Южной Америки во Францию, он открыл в Париже антикварный магазин. Там выставлялись изделия «доколумбовой эпохи», в том числе и черепа из хрусталя: сначала маленькие, потом – все крупней и крупней.
В 1878 году Бобан приобрел череп десятисантиметровой высоты с просверленным в нем отверстием. По слухам, он был найден в Гватемале. На самом деле антиквар купил его у французского этнографа Альфонса Пинарта. Сейчас артефакт хранится в одном из парижских музеев и носит имя бога смерти ацтеков Миктлантекутли.
Второе поколение хрустальных черепов – в натуральную величину и без отверстий. Самый известный из них хранится в Британском музее. Считается, что он был обнаружен в 1889 году одним из солдат императора Максимилиана, но на самом деле череп еще в 1881 году выставлялся в лавке Бобана. Тот позиционировал его как уникальный шедевр гранильной технологии, но продать не смог и в 1885 году взял с собой в Мексику, а через год – в Нью-Йорк. Там артефакт приобрела ювелирная компания Tiffany & Co., откуда в 1898 году он перешел в коллекцию Британского музея.
В ХХ веке черепа находили в Центральной и Южной Америке, Азии, Европе. Некоторые сделаны не из хрусталя, а из обсидиана, розового кварца, жадеита… Один из них – «Дарт Вейдер» («черный властелин») – послужил моделью для персонажа «Звездных войн».
В России хрустальных черепов не находили. Однако сохранились любопытные народные сказки. Например, о том, как Василиса Прекрасная получила в дар от Бабы-яги череп с глазами, испускающими лучи, которыми красавица и сожгла своих обидчиков. Заметно сходство с «черепом Судьбы» – древним «лазером». Есть хрустальные черепа, найденные совсем недавно.
В 2011 году в Баварии был обнаружен «череп Гиммлера». Именно его однажды уронили фотографы, что, как считают, может привести к катастрофическим последствиям. Однако и он не последний. Чуть позже нашли еще один – так называемый «череп Боде».
Точное количество хрустальных артефактов в мире определить довольно сложно. Тем не менее уже сейчас понятно, что их больше 13: по некоторым сведениям – 21, по другим – даже 49. Однако все ли они настоящие?
Развенчанная легенда
Первым сомнение у исследователей вызвал череп из Британского музея. Оказалось, что он сделан из бразильского хрусталя. После экспертизы на нем обнаружили следы ювелирного колеса и других инструментов XIX века. Подделкой оказался и парижский череп Миктлантекутли. В артефакты ацтеков и майя их «превратил» все тот же Эжен Бобан.
Возможно, некоторые «ранние черепа» действительно мексиканские – созданные по заказу для празднования Дня Мертвых. Однако большинство из них сделано в Европе – скорее всего, в Германии, куда в XIX веке ввозили бразильский хрусталь. Зловещие артефакты соответствовали европейскому представлению об индейцах с их кровавыми обрядами и «мистическими ритуалами», чем и воспользовались аферисты. Однако Бобану было далеко до Анны Митчелл-Хеджес.
Российский специалист по эпиграфике майя Д.Д. Беляев утверждает: Ф.А. Митчелл-Хеджес никогда не был известным археологом. Лубаантун открыл не он, а его друг Томас Ганн. В 1924 году Ганн вновь посетил этот город. За ним – побродить по руинам – увязался «путешественник и писатель» Митчелл-Хеджес. А в год, когда его дочь «нашла» череп, его в Лубаантуне вообще не было.
«Череп Судьбы» на самом деле появился в начале 1930-х. В 1933 году его приобрел лондонский торговец изделиями искусства Сидни Барни, который в 1943-м продал его Митчеллу-Хеджесу на аукционе «Сотбис».
Сохранилось письмо Барни от 1933 года, в котором он упоминал хрустальный череп. Митчелл-Хеджес, напротив, не писал о находке до 1950-х. Несколько строк о нем содержит книга «Моя подруга опасность» (1954 год) – именно там артефакт впервые назван «черепом Судьбы».
Хеджес заявлял, что имеет причины умалчивать о том, как череп очутился у него. Историю его находки сочинила Анна, а «соавтор» по афере Фрэнк Дорланд растиражировал легенду об его сверхъестественных свойствах. Когда всплыли подлинные факты, женщина не растерялась, объяснила: дескать, отец отдал артефакт своему другу Сидни Барни на хранение, а тот неизвестно почему выставил на торги. Митчеллу-Хеджесу пришлось выкупать свою собственность.
Анна много лет демонстрировала артефакт за деньги и очень неохотно давала его в руки серьезным исследователям. После того как искусствовед Р. Дистельбергер и археолог Н. Хэммонд заметили, что отверстия в его нижней челюсти проделаны металлическим сверлом, она перестала показывать череп ученым.
Экспертиза «черепа Судьбы» под растровым электронным микроскопом состоялась лишь через три года после смерти Анны, в мае 2010 года. Оказалось, что «мистический артефакт» создан не очень давно при помощи современных гранильных инструментов. Сделать это относительно несложно. Чешский мастер Дейв Шлехта еще в 1984 году выточил подобный и подарил Музею рекордов и курьезов города Пелгржимова. Другие умельцы не столь щепетильны…
Рассказы о чудесных свойствах черепа – тоже, возможно, часть мистификации. Легенда о черепах богини смерти – вымысел. Дословным переводом рукописей майя занимался Юрий Кнорозов, но ничего подобного в них не нашел. Однако черепа и майя все же связаны.
В XVII веке майяский остров Косумель стал прибежищем пиратов Карибского моря. На нем находился заброшенный храм древней богини, которую украшали черепа и скрещенные кости. Именно пираты с Косумеля первыми подняли флаг, ставший потом знаменитым. Символ майя не хрустальный череп, а «Веселый Роджер» – флаг пиратов. Вот такая усмешка истории…
- http://RusPravda.info/Kto-mog-sozdat-hrustalnie-cherepa-1296.html
- https://weekend.rambler.ru/items/43035424-zagadka-hrustalnogo-cherepa-mayya-kotoraya-ne-daet-pokoya-uchenym-so-vsego-mira/
- https://fishki.net/3543405-nastojawaja-istorija-actekskih-hrustalynyh-cherepov.html
- https://mifistoria.info/hrustalnye-cherepa/
- https://kulturologia.ru/blogs/110718/39639/
- https://zen.yandex.ru/media/id/5cea0c204e41d100b3557e13/hrustalnye-cherepa-maiia-okazalis-vsemirnoi-mistifikaciei-5d398e02fc69ab00ae69dc95