Содержание
- 1 Камень Каабы
- 2 История
- 3 Описание двери Каабы
- 4 Описание внутренности Каабы
- 5 Описание открытия двери Каабы, да возвысит ее Господь всевышний
- 6 Так что же всё-таки внутри Каабы сейчас?
- 7 Священная святыня ислама
- 8 Как его поместили в Каабу
- 9 Величавость частицы Рая
- 10 Неожиданные итоги
- 11 Поцеловать кусочек Рая
- 12 Кража тысячелетия
- 13 Загадка Каабы
- 14 Традиции и история
- 15 Черный камень — что это?
- 16 Легенда о черном камне
- 17 Паломничество к камню
- 18 История происхождения и легенды, связанные с камнем
- 19 Внешний вид и состав породы
- 20 Почему мусульмане поклоняются этому камню?
- 21 Опасная практика
Камень Каабы
Каждый мусульманин в своей жизни должен хоть раз посетить Каабу, чтобы совершить хадж. Паломникам необходимо семь раз обойти Каабу против часовой стрелки в начале хаджа и еще семь — по его завершению. Многие мусульмане мечтают дотронуться до чёрного камня, вмонтированного в основание восточного угла кубической постройки.
По мусульманскому преданию, Аллах даровал этот камень изгнанному из рая Адаму после его покаяния, и первое время камень блистал ослепительным светом, который было видно за 4 дня пути до Мекки. Однако затем он почернел от прикосновений грешников, каждый из которых считал себя праведником. По другой версии, «Кааба стояла на белом холме, который сиял, как солнце и луна, — до тех пор, пока Каин не убил Авеля, и тогда камень стал черным».
Согласно научной точке зрения, данный камень является осколком метеорита, либо частью застывшей вулканической породы, поскольку ландшафт Аравии богат на потухшие вулканы и геологические редкости.
В средние века Чёрный камень был расколот и похищен сектой карматов, это племя считало хадж актом суеверия. Убив смотрителей и вставших на пути паломников, они выкрали Чёрный камень и раскололи его на несколько частей. Впоследствии камень удалось собрать воедино. Историки говорят, что были найдены не все его фрагменты. Сейчас он представляет собой несколько скреплённых цементным раствором кусков в серебряной оправе.
Кааба является одним из самых посещаемых мест на земле, где в любое время суток тысячи верующих совершают таваф (священный обход святыни). Из-за гигантского людского потока в хадж далеко не всем удаётся даже увидеть Чёрный камень, не то что дотронуться до него. Люди часами кружатся в импровизированных и хаотичных очередях, сверху напоминающих виражи. Примечательно, что до появления систем контроля за наводнениями, в Мекке время от времени случались потопы, но даже они не могли удержать верующих от совершения тавафа практически вплавь.
История
Дата основания самой Каабы является темой для дискуссий, ведь аравийские племена поклонялись ей задолго до возникновения ислама. Сперва на этом месте стоял бетиль, возведённый местными жителями для молитв. Позднее у Каабы установили 360 идолов различных божеств, которым поклонялись племена Аравии на пути в Мекку. Мусульмане захватили Мекку в 630 году, и пророк Мухаммед уничтожил бóльшую часть языческих идолов и росписей, пощадив лишь изображения Марьям и Исы (девы Марии и Иисуса).
Считается, что первоначально Каабу построил Адам. Однако то сооружение погибло во время Всемирного потопа. Вторично Каабу построили Ибрагим (Авраам в Библии) и его сын Исмаил, от которого и ведут свое происхождение жители этих мест. Значимость Мекки и, как следствие, Каабы для верующих возросла во время переселения мусульманской общины из Мекки в Медину (хиджры), когда Мухаммед изменил направление для молитву. С тех пор мусульмане молятся, обратив свой взор именно сторону Мекки. Впоследствии в откровениях пророка были изложены правила совершения паломничества к Каабе. Первая, не дошедшая до наших дней мечеть у Каабы была возведена ещё в 638 году. Ныне существующая святыня датируется 1570 годом, однако на протяжении веков она неоднократно перестраивалась, поэтому от первоначальной постройки мало что уцелело. Во время правления династии Омейядов мечеть была украшена арками с мозаичной облицовкой, привезёнными из Египта и Сирии. Затем, когда к власти пришли Аббасиды, территорию расширили, а по центру поставили галерею. Также площадь вокруг Каабы реконструировали в эпоху османского султана Абд Аль-Маджида. В 1980-м году к комплексу добавили несколько зданий с молельнями, а также 2 минарета по указанию короля Саудовской Аравии Фахдома ибн ад Азиза.
Последняя на данный момент реновация осуществилась в 2015 году королём Салманом. Тогда мечеть вновь расширили, запустили кольцевую дорогу и оснастили трассу подземными проездами. В наши дни в здании установлены кондиционеры и эскалаторы, также там есть свои теле- и радиостанции. Прямая трансляция ведется круглосуточно. Освещение комплекса обеспечивают две электростанции. Пребывание в святыне сделано максимально комфортным для верующих.
Изначально святилище имело 6 минаретов, но когда у Голубой мечети в Турции возвели столько же, главный имам Мекки назвал это святотатством. Кааба должна была оставаться несравненной, поэтому по указанию султана Ахмеда I построили седьмой минарет, тем самым обозначив особый статус Каабы. Ещё две башни добавили уже в XX веке, и на данный момент их девять; каждая по высоте достигает порядка 100 метров.
Каждый год Каабу облачают в кисву — гигантское покрывало площадью 900 кв. м. В верхней части материи золотом вышиты суры из корана. Толщина ткани составляет 3 миллиметра. До 160 года по хиджре (летоисчисление ведется от переселения мусульманской общины под руководством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, произошедшее в 622 году, это время и стало первым годом исламского лунного календаря), кисвы наслаивались друг на друга и в конечном итоге стали угрожать целостности постройки. Смотрители храма обратились к халифу с опасениями, что из-за нагроможденных друг на друга покрывал здание может не выдержать и рухнуть. Халиф прислушался, и c тех пор Каабу разрешено покрывать лишь одной кисвой. Это правило неукоснительно соблюдается и в наше время.
Описание двери Каабы
Это — деревянная дверь из дерева садж, с двумя половинками. Высота двери — шесть с половиной арашей, ширина каждой половинки — один гез и три четверти, что на обе половинки составляет три геза с половиной. Самая дверь и плинтусы покрыты надписями, кругами и различными рисунками из серебра. Самые надписи сделаны из золота и черненого серебра. На ней целиком написан следующий стих из Корана: «Первый храм, выстроенный среди людей, — это храм в Бекке».
К двум половинкам двери приделаны два больших серебряных кольца, присланных из Газны. Они находятся на такой высоте, что достать до них рукой не может никто. Два других серебряных кольца, поменьше первых, тоже приделаны к двум половинкам, но уже так, что достать до них может всякий. На этих двух нижних кольцах висит большой серебряный замок, на который закрывают дверь. Пока замок не снят, двери открыть нельзя.
Описание внутренности Каабы
Ширина стен Каабы, то есть толщина их — шесть ладоней. Пол сплошь покрыт белыми мраморными плитами. Внутри Каабы три маленьких отделения наподобие площадок, одно из них — против двери, а два других — с северной стороны. В Каабе имеются деревянные колонны, поддерживающие потолок; все они четырехугольной формы и выточены из дерева садж, только одна имеет круглую форму.
С северной стороны есть продолговатая плита красного мрамора, вделанная в пол; говорят, что там Посланник, молитвы и мир да будут над Ним, совершал намаз. Всякий, кому это известно, всегда старается тоже помолиться там.
Все стены облицованы разноцветным мрамором. На западной стене шесть серебряных михрабов, прикрепленных к стене гвоздями. Все они высотою в человеческий рост, сделаны чрезвычайно изящно и покрыты инкрустациями и чернью. Михрабы эти прикреплены к стене на некоторой высоте от пола.
Стены на высоте четырех арашей от пола ничем не украшены, а начиная оттуда и до самого потолка покрыты мраморными плитами с инкрустацией и позолоченными рисунками.
В углах трех отделений, из которых одно помещается в Рукн Ираки, другое — в Рукн Йемени, а третье — в Рукн Шами, к стене прибито серебряными гвоздями по две деревянных доски. Доски эти происходят от ковчега Ноя, мир да будет с ним. Длина каждой из них — пять гезов, ширина — один гез. В отделениях позади Черного Камня лежит кусок красного шелка.
Когда входишь в Каабу, по правую руку находится четырехугольное сооружение площадью три геза в квадрате, в нем устроены ступеньки, ведущие на крышу Каабы; наверху серебряная дверь с одной створкой, называемая Баб-ар-Рахмэ. К ней приделан серебряный замок. Когда поднимешься на крышу, будет другая дверь, подъемная, какие обыкновенно делаются на крышах; обе стороны её покрыты серебром.
Потолок Каабы деревянный, но весь закрыт шелком, так что дерева не видно совершенно. На фасаде под крышей видна золотая надпись: там написано имя египетского султана, вырвавшего Мекку из рук Аббасидских халифов. Это был ал-Азиз ли-Дин-Алла. Кроме того, там имеется еще четыре больших серебряных доски, прикрепленных серебряными гвоздями к той же самой стене. На каждой из них написано имя одного из египетских султанов, каждый из них присылал такую доску во время своего правления.
Между колоннами подвешено четыре серебряных лампады. Крыша Каабы покрыта Йеменским мрамором, похожим на хрусталь. В четырех углах Каабы четыре окна и в каждое из них вставлено стекло. При посредстве этих окон Кааба освещается, но дождь туда проникнуть не может. Сток для дождевой воды устроен посреди северной стены; длина его — три геза и он весь покрыт золотыми надписями.
Покров, которым закрывалась Кааба, — белого цвета. По нему идут две полосы вышивки, каждая шириною в один гез; пространство между ними около десяти гезов, пространство над и под ними такой же ширины. Благодаря этим двум полосам высота дома была разделена на три равных части, каждая около десяти гезов. По четырем концам покрова вытканы разноцветные михрабы, расшитые золотыми нитками. С каждой стороны три михраба: один, большой, — по середине и два, маленьких, — по обеим сторонам, так что всего на всех четырех стенах двенадцать михрабов.
С северной стороны снаружи Каабы выстроена стена высотою в полтора геза. Оба края ее примыкают к углам Каабы. Она имеет форму полукруга, середина которого удалена от стены Каабы на пятнадцать гезов. Стены и земля в этой ограде покрыты разноцветным мрамором. Называется эта ограда Хиджр. Вода по стоку с крыши Каабы вся стекает в Хиджр. Под стоком поставлен зеленый камень в форме михраба, на который и течет вся вода из стока. Камень этот такой величины, что человек свободно может совершить на нем намаз.
Место Авраама, мир да будет с ним, находится на восток от Каабы. Это — камень, на котором видны следы двух ног Авраама, мир да будет с ним. Он вделан в другой камень, покрытый четырехугольным деревянным чехлом, самой прекрасной работы. Он покрыт серебряными пластинами и с двух сторон прикреплен цепями к большой скале. К цепям приделаны два замка, чтобы никто не мог прикоснуться к нему рукой. От этого места до Каабы — три араша.
Описание открытия двери Каабы, да возвысит ее Господь всевышний
Ключ от Каабы хранит одно арабское племя, называемое Бену Шейба; на нем же лежит и поддержание в ней порядка и чистоты. За это они получают от египетского султана ежемесячное вознаграждение и почетные одежды. У них есть глава, который и хранит этот ключ.
Когда он направляется к Каабе, его сопровождают пять-шесть человек. Они подходят туда и тогда человек десять паломников идут, берут описанную мною лестницу, приносят её и ставят возле двери. Глава поднимается по ней и становится у порога, тогда туда же поднимаются два других человека и раскрывают покров желтого шелка. Один из этих двух людей берется за один край, второй за другой и закрывают им старца, словно завесой, на то время, пока он открывает дверь. Старец раскрывает замок и снимает его с колец.
В это время много паломников собирается возле дверей и, когда дверь раскрывается, они складывают руки и читают молитву. Все обитатели Мекки, когда слышат голоса паломников, знают, что в это время открывается дверь Храма. Тогда весь народ сразу начинает читать громким голосом молитву, и вся Мекка наполняется гулом голосов.
Затем старец входит, его два спутника продолжают держать покров, а он совершает два раката намаза. Затем он снова выходит, раскрывает обе половинки двери, становится на пороге и начинает громким голосом читать хутбу и призывать благословения на посланника божьего, мир и благословение да будет с ним и с родом его. Затем старец и его спутники становятся по бокам двери; начинают подходить паломники и входить в дом. Каждый из них совершает два раката намаза и снова выходит. Так продолжается до полудня.
Когда совершают в Каабе намаз, обращаются лицом к двери, но можно также обращаться в любую другую сторону. Как-то раз, когда Кааба была битком набита людьми, так что больше войти уже никто не мог, — я начал считать людей: там было семьсот двадцать человек.
В течение Ша’бана, Рамазана и Шавваля двери Каабы открывают по понедельникам, четвергам и пятницам, но когда наступает месяц Зу-ль-Ка’дэ, её уже перестают открывать…»
В этом свидетельстве собрано невероятное количество ценнейших подробностей, которых не встретишь ни в одном другом скупом описании Каабы! Поражает упоминание о досках из Ноева ковчега. Уникальная деталь, поневоле создающая вопрос – где же они были до сих пор и откуда взялись в Каабе? Некоторое сомнение возникает и при указании количества человек, собравшихся внутри Каабы, — цифра 720 уж слишком велика для такой площади. Возможно, это всего лишь ошибка, привнесенная за сотни лет многочисленных переписок. Остается только сожалеть, что другие посетители Каабы не были столь наблюдательны и не оставили для нас таких же ярких воспоминаний.
В 1628 году, после сильнейших дождей, вода в долине поднялась на несколько метров, Кааба почти полностью была разрушена: стены рухнули, деревянные элементы конструкции и даже камни унесены потоком. Немедленно после замирения стихии началось восстановление храма. Турецкий султан Мурад Хан пристально следил за ходом работ, результатом которых стало возведение храма именно в том виде, в котором он известен нам сейчас. На этот раз все деревянные части постройки были выполнены из прочного тикового дерева, устойчивого к внешним воздействиям и перепадам температуры. Благодаря прочному тику количество опор, поддерживающих крышу, сократилось до трех. Ещё на четыреста лет храм был оставлен в неизменном виде.
Такой представлялась Кааба неизвестному художнику в начале XX века. «Затопленный храм Мекки и Кааба в руинах…»
Следующее замечательное свидетельство, на которое хотелось бы обратить внимание, в полной мере описывает внутренности Бейтуллы и наиболее близко стоит к нам по времени. Оно было составлено нашим соотечественником Шакирзяном Ишаевым в 1895 году, во время его посещения Мекки.[ 4 ] Ценность данного свидетельства заключается в том, что оно запечатлело Каабу во времена её относительной доступности для простых верующих, когда двери храма бывали, хоть и редко, но открыты. Это также можно назвать последним описанием Каабы в её патриархальной древности, пока ещё не тронутой современными новшествами и изменениями. Считаю должным процитировать весь текст полностью, поскольку таких подробных описаний ещё надо поискать:
«Здание Бейтуллы выстроено из больших кусков горных камней, не одинаковой величины, грубой отески, серого цвета, без всяких наружных украшений. Вышиной здание приблизительно 5 сажень, шириной не более 3-х сажень. Форма его основания квадратная. В восточном углу в стену вделан знаменитый черный камень хаджар-аль-асват, главная святыня Бейтуллы. Он вделан в стену на такой высоте, чтобы можно было его целовать, т.е. приблизительно на 2 аршина от пола, окружающего здание мраморного помоста. Камень сверху и с боков обложен серебром; на виду оставлена только часть его для целования паломниками. Величину его определить невозможно. Серебряная пластина, закрывающая камень, имея овальную форму, огибает угол здания. Посредине ее сделано небольшое отверстие, в котором в углублении видна часть камня. Цвет его темно-красно-бурый с прожилками. Хотя за точное определение такого цвета я не ручаюсь, потому что вообще не знаток в распознании цветов, но во всяком случае, он не черный, как об этом рассказывают. За это я вполне ручаюсь, так как рассмотрел видимую часть камня весьма внимательно. Для входа во внутренность Бейтуллы имеется с северной стороны всего одна дверь, находящаяся на высоте сажени от площади окружающего двора. Окон нет вовсе. Дверь деревянная и с наружной стороны обложена листовым серебром. Входят обыкновенно при помощи простой приставной лестницы, а в торжественных случаях по чугунной лестнице на колесах, которая подкатывается к двери. Она стоит обыкновенно во дворе, несколько в стороне от Бейтуллы.
Крыша Бейтуллы плоская; для стока с нее дождевой воды с западной стороны устроен желоб, как говорят, золотой; на нем висят золотые украшения величиною в кисть руки. С западной стороны здания имеется небольшая полукруглая мраморная стенка. По словам арабов, эта стенка означает, что здание Бейтуллы ранее было больше и это есть остатки старых стен (по преданию Кааба строилась 10 раз). Все здание Бейтуллы с наружной стороны, от крыши до фундамента стен, обыкновенно покрывается толстой, черного цвета, шелковой материей (то покрывало все заткано словами на арабском языке, основного догмата ислама: «Ля Илляга илль-Аллагу, Мухаммед расуль-Улла», т.е. «Нет Бога, кроме Единого Бога и Мухаммед Его пророк». Это же изречение выткано посредине покрывала серебряными вызолоченными нитями; оно окружает при надетом покрывале Каабу как бы поясом. Покрывало ежегодно приготовляется новое по распоряжению турецкого султана по особому заказу. За три дня до начала хаджа покрывало подбирают снизу до половины высоты здания, а обнаженную часть стены закрывают белым полотном. Простой народ думает, что Бейтулла покрывается ихрамом, на самом же деле это делается для того, чтобы паломники прикасаясь к покрывалу не рвали его, что всегда возможно ожидать от толпы, собирающегося люда всевозможного народа. Следовательно, в покрытии нижней части Бейтуллы белым полотном нет ничего религиозного, а простой расчет сохранить в целости драгоценное покрывало, каждый кусок коего приносит заведующим Бейтуллою значительный доход. Накануне хаджа старое покрывало заменяется новым. Старое поступает в пользу служащих при здании, режется ими на куски, которые и продаются паломникам. Части покрывала, затканные серебром, поступают в пользу мекканского шерифа. Он извлекает из материи серебро и продает серебряникам. Они делают из него особые кольца, которые называются «баба-сир-июзюк», т.е. кольца от грыжи. Концы серебряной пластинки кольца почему-то никогда не спаиваются. Так как кольца из освященного серебра, по поверию мусульман имеют целебные свойства, то они ценятся вообще довольно дорого, почему как шериф, продающий серебро, так и серебряники, работающие из него кольца, получают хороший доход.
Внутренность Бейтуллы имеет следующий вид. Пол устроен из мраморных квадратных плиток. Нижняя часть стен, в виде панели, приблизительно на 1.5 аршина от пола обложена мраморными плитами с арабскими на них надписями. Посредине комнаты поставлены три деревянных столба, поддерживающие потолок. Стены обтянуты парчовой материей. Какого вида потолок, точно не знаю — смотреть на него почему-то считается большой неучтивостью. От стен по линии столбов, выше человеческого роста, протянута простая пеньковая веревка в палец толщиной, на которой повешены множество серебряных и золотых разной величины и формы кувшинов и ваз. Это все приношения богатых паломников. С левой стороны от входа у самой двери, стоит небольшой, самой простой работы, ничем не покрытый деревянный столик. На нем лежит большой серебряный ключ. По желанию паломника ключ этот прикладывают ему к груди и на язык, за что взимают плату по усердию и щедрости паломника. Что это означает, я дознать не мог.
В правом углу комнаты имеется загородка в виде небольшого чулана; в ней находится вход на крышу. Говорят, что из этой загородки есть спуск в подземелье, имеющееся под зданием. Ходит молва, что в этом подземелье хранятся редкостные и драгоценные вещи.
Проникнуть во внутренность Бейтуллы не так-то легко и, во всяком случае, это доступно далеко не всем паломникам. Дверь здания за время хаджа открывается только в известные дни и вход туда стоит немалых денег. Впрочем, при желании вход возможен и каждый день по особому предварительному заказу, но это доступно только весьма богатым лицам, стоит многих хлопот и порядочных издержек. Арабы уверяют, что в Бейтуллу каждый день являются на поклонение 72 ветра и что между ними много вредных для здоровья людей, но много и полезных…»
В 1924 году победоносные войска Ибн Сауда без боя заняли Мекку и этот момент можно считать началом отсчета новой современной истории Каабы. Вольные нравы и некоторая распущенность, к которой так привыкли жители Мекки, сменились жесткими правилами и ограничениями приверженцев «чистого ислама». Прибывшие в святой город ваххабитские богословы разом покончили со старыми порядками и вокруг Каабы уже нельзя было сыскать никаких доходных промыслов по продаже чего бы то ни было или взимания платы за посещение храма. Немедленно была организована полиция нравов, а полные фанатизма воины-икхваны готовы были растерзать любого, кто не соответствовал их строгим требованиям. Королевская семья стала последовательно проводить в жизнь политику, согласно которой она брала на себя почетную миссию «Хранителя двух святынь» и претендовала на духовное лидерство в мусульманском мире.
Началась эпоха больших перемен, до неузнаваемости преобразивших не только Запретную Мечеть, но и всю Мекку.
В современной истории любые изменения, связанные с Каабой, неотделимы от проектов по расширению Запретной Мечети. То, что когда-то было всем храмом, теперь стало лишь центром огромного сакрального комплекса, равного которому нет нигде в мире. (Вряд ли Ватикан годится в этом случае для сравнения – у него совсем другие функции и смысловая нагрузка). Храм перестал быть доминантой этих мест и теперь едва заметен среди современных скал из стали и бетона. Изменилось и само отношение к этому символу веры. Он был возведен на недостижимый пьедестал и вокруг него была очерчена некая незримая граница. Примерно так, с дистанции, мы взираем на картину великого мастера в музее; деталей уже не видно, строгие правила запрещают заходить за ограничительные барьеры и нам остается только восхищаться самой возможностью лицезреть шедевры. То ощущение близости, причастности к таинству веры, исчезло, растворилось в огромной массе паломников, суетливо спешащих совершить все обряды по заданному расписанию. Это уже не самый первый храм на Земле, воздвигнутый ещё до Потопа, а всего лишь один из пунктов обязательной программы под названием «хадж в Мекку».
Сегодня, в наш до передела насыщенный информацией век, мы знаем о современной Каабе намного меньше, чем удается узнать из скудных средневековых источников. Власти Королевства довольно неохотно обращаются к этой теме и, возможно, по этой причине и возникают всевозможные домыслы и предположения. Налицо также и повсеместное нежелание досконально разбираться в предмете, довольствуясь лишь первыми полученными сведениями.
К следующей информации следует отнестись с определенной долей взвешенного прагматизма. Правдивых источников о последней реконструкции Каабы, при желании, можно найти предостаточно. Есть даже книга, целиком посвященная этой теме, изданная под эгидой Saudi Binladin Group (нетрудно догадаться, что именно эта фирма получила контракт на реконструкцию). Однако, на первом месте в интернете неизменно выскакивают обвинения в адрес Дома Саудитов, уничтожающих историческое наследие и превративших Каабу в «куб из бетона». В вину властям ставится широкое применение современных строительных материалов и разрушительное воздействие от инструментов. Точно известно лишь одно — последнее из существенных изменений Каабы случилось в 1996 году. Причиной для него стало появление в стенах крупных трещин и чрезвычайный износ всех конструктивных элементов здания.
В течение полугода храм был полностью обновлен и единственное, что осталось в нём от оригинальной постройки, — это камни, из которых заново были сложены стены. (Истины ради стоит сказать, что камни и стены остались на своем месте, их только укрепили с использованием современных технологий.) Всё остальное было полностью демонтировано и тайно сброшено в море, чтобы избежать возможного поклонения обломкам (это также всего лишь предположение, точных сведений об этом нет).
Некоторые самостоятельные элементы интерьера были сохранены и помещены в музей в Мекке. В числе прочего там экспонируется и часть деревянной опоры из конструкции Ибн Зубейры, — то есть, если верить музейной табличке, той самой, датируемой 683 годом. Это противоречит многочисленным утверждениям о том, что опоры неоднократно менялись, но истина здесь уже вряд ли будет открыта.
(Согласно отчету о ремонте крыши Каабы в 1958 году, все три старинные опоры были на своем месте и находились в прекрасном состоянии.)
Как и в те далекие времена, когда были живы споры о том, какой должна быть истинная Кааба, эта реконструкция вызвала бурную реакцию верующих. Одни приветствовали её как своевременную и нужную, другие гневно осуждали, как акт вандализма и неуважения к святыне. Обе стороны по-своему были правы. Несомненная заслуга Дома Саудитов заключается в том, что они последовательно превращают Мекку в современный, удобный для посещения и проживания город. Необходимость этих перемен была актуальна ещё лет сто назад, когда Мекка представляла из себя крайне запущенное и неухоженное место, утопающе в грязи и антисанитарии. Потребность решительных действий для исправления такого положения понимают все и отрицать их бессмысленно. Но оборотной стороной этого дела является неизбежное разрушение старых фундаментов и принесение в жертву памятников прошлого. Мир вокруг нас меняется слишком быстро и порой просто не хватает времени для осмысления и поиска верных решений. Столетия сонной дремоты, царящей в Мекке, сменились годами динамичного развития и этот процесс уже необратим. И, если бы не реконструкция 1996 года, Кааба сейчас вполне могла бы просто развалиться. И это было бы намного большим злом, чем продиктованное благими намерениями укрепление стен.
Поборникам исторического наследия не стоит уж слишком сгущать краски и строить теории заговора вокруг этих работ. К тому же, мы ещё вернемся к теме реконструкции более подробно и постараемся взглянуть на нее предельно объективно и без предвзятого отношения. Как это ни печально, но рано или поздно любая постройка нуждается в капитальном ремонте и даже святость места не в состоянии защитить его от разрушительного воздействия времени. А простоять неизменно в течение 14 веков под силу разве что пирамидам. Сегодня только они могут претендовать на полную оригинальность и первозданную целостность. Всё остальное, увы, бренно…
Так что же всё-таки внутри Каабы сейчас?
Начнем с дверей. Благодаря огромному количеству золота, использованному при их отделке, двери эти по праву могут назваться «золотыми». В 1979 году, всего за месяц до захвата Запретной Мечети людьми Джухеймана Утейби, в Каабе была установлена новая дверь, на изготовление которой ушло почти 280 (по другим сведениям — 300) килограмм чистейшего золота. Разумеется, двери не полностью золотые, благородный металл использован лишь для отделки, но и это количество делает их самыми дорогими дверями в мире. Двери покрыты изречениями из Корана, есть и подпись мастера, работавшего над их созданием.
- Пол и стены выложены плитами мрамора. У стены, противоположной двери, одна из плит пола отличается от других по цвету и форме. На этом месте, по преданию, молился Пророк Мухаммед после захвата Мекки мусульманами. Молитва, совершенная на этом месте, считается особенной.
- Через равные промежутки на стенах расположены орнаменты и тексты, содержащие упоминания о тех властителях, что в разные времена оделяли своей заботой Дом Бога. Таких текстов всего десять, последний из них рассказывает о реставрации Каабы 1996 года с перечислением выполненных работ.
- Крыша покоится на трех круглых столбах. На самом деле они поддерживают только декоративный потолок, а настоящая крыша отстоит от него примерно на 120 см и представляет из себя тщательно отобранные стволы тикового дерева с современным гидроизоляционным покрытием.
- Между столбами устроены перекладины, на которых висит множество старинных ламп или сосудов с благовониями.
- Стены выше уровня двери задрапированы шелковой тканью. То же самое и потолок.
- Внутри нет никаких источников искусственного освещения.
- На крышу ведет отгороженная лестница, закрытая дверью. Эта дверь, скорее всего, также сделана из золота.
- Прямо напротив входа между двумя колоннами стоит небольшой столик, точное назначение которого неизвестно (скорее всего, для благовоний). Также неизвестно, что сейчас может находиться в ящиках этого стола. Ранее там хранились светильники и внутренние покрывала Каабы.
И это всё. Никаких сокровищ, никого тайного хранилища знаний или портала в иные миры. Да и к чему это здесь?
«…Не было никаких других дверей, украшений или предметов. Пустота заполняла пространство. В этой пустоте ничто не мешало вошедшим обратить свои мысли и чувства к всемогущему Богу…»
Священная святыня ислама
Безусловно, Мекка — величайшая святыня для последователей ислама.
Именно сюда направляются все паломничества верующих Мухаммеда.
Есть храм, святилище, святое место, где находится священный черный камень — Хаджар.
Он примечателен не только своей связью с верой местных жителей, но и тем, что в нем скрыта тайна солнечной системы.
Мекка — это место, куда могут попасть только верующие.
Это место рождения пророка Мухаммеда и строгий религиозный центр для последователей ислама.
В то же время это место паломничества миллионов верующих каждую неделю.
Толпы собираются вокруг храма, которому несколько тысяч лет.
Как его поместили в Каабу
Каабу построил Пророк Адам (мир ему). Так утверждают алимы Саид ибн аль-Мусайиб, ибн аль-Джавз и ибн Хаджар аль-Аскалани. Некоторые алимы считают, что Кааба воздвигнута Пророком Ибрагимом (мир ему).
Первое утверждение, более достоверно, потому что Всевышний в Коране говорит:
(смысл) «И мы доверили Ибрахиму и Исмаилу (сыну Ибрахима) очистить (от идолов, которым поклоняются люди помимо Аллаха) Мой дом (то есть Кааба) (Сура Аль Бакара, 125) ».
Это подтверждает мнение о том, что до появления на свет Пророка Ибрахима (мир ему) священное сооружение уже была воздвигнута, а во время Всемирного потопа была вознесена, Черный камень спрятан на горе Абу Кубайс.
Пророк Ибрахим (мир ему) после восстановления заметил, что отсутствует камень, который определяет начало круга при тавафе. Вдруг в это время со стороны горы послышался голос: «Возьми Чёрный камень из меня!» и гора раскрылась. Передают, что Джибриль (мир ему) принес пророку Ибрахиму (мир ему) камень, и это означало завершение восстановления святыни.
Как известно, камень был белым, но из-за греховности мусульман почернел. Пророк Мухаммад (с.г.в.) изрек:
«Черный камень был послан из рая, будучи очень белым, и стал черным из-за человеческих грехов» (ат-Тирмизий).
В течение времени некоторые племена старались украсть кусочек Рая, а были и такие, которые хотели присвоить его. Это и не удивительно, потому что все знали, что тот, кто приобретет камень, будет иметь признание и уважение.
Когда из-за проливных дождей была разрушена Кааба, возникла необходимость ее восстановления. После демонтажа фундамента и удаления из него Черного камня строители снова начали выкладывать стены. Когда настало время вернуть кусочек Рая на место, между курайшитами разгорелись споры о том, кто имеет право это сделать. Каждая аристократическая семья хотела принять участие в столь значительном событии и взять на себя выполнение этой почетной обязанности. Курайшиты спорили пять дней, никто не хотел уступать и перепалка грозила перерасти в кровопролитие.
Старейший курайшит Абу Умайя ибн аль-Мугир сказал: «Пусть тот, кто входит первым, осудит вас». Все согласились с этим утверждением, начали смотреть на дверь и увидели, что Мухаммад ибн Абдулла (с.г.в.) входит в мечеть. Когда ему объяснили суть дела, он расстелил свое пальто на полу и поставил на него Черный камень. Потом по его просьбе вождь каждого племени поднял края мантии, чтобы поднять ее вместе. Затем Пророк (с.г.в.) взял в руки Черный камень и закрепил его в стене святыни.
С этого угла, в который установлен Черный камень, начинается отсчет тавафа. Каждый паломник стремиться прикоснуться к Камню, как это делал Пророк Мухаммад (с.г.в.) В Судный День Чёрный камень превратиться в ангела и будет свидетельствовать за всех, кто прикасался к нему с почтением и чистой душой ради Аллаха.
Величавость частицы Рая
Это благородный камень, привезенный из Рая, каждый паломник может увидеть воочию и к которому может прикоснуться. В дополнение к этому факту, есть выражение Пророка Мухаммада (с.г.в.) о его благородстве. Хадис:
«Чёрный камень – это камень из Рая» (ат-Тирмизий, достоверный хадис).
Неожиданные итоги
Некий англичанин, узнав, что это камень с Рая, решил в этом удостовериться. Выучив арабский язык, приехал в Мекку и с помощью пинцетов выхватил мелкие частицы камня и отдал на проверку. Результаты проверки поразили британца. И он произнес шахаду, принял ислам. Достоверно было установлено, что этот камень не имеет аналогов на земле. Британец не был мусульманином, у него не было никакого мотива лгать в пользу Ислама. Немусульманину очень трудно принять другую религию. Для неожиданного поступка должны быть весьма убедительные факты, и Всевышний открыл любознательному англичанину обоснованные факты и тем самым наставил его на путь Истины.
Поцеловать кусочек Рая
Целовать Черный камень – это значить расцеловать кусочек рая.
Пророк Мухаммад (с.г.в.) изрек:
«У этого камня в День Суда будет язык и губы, и он будет свидетельствовать в День Суда в пользу того, кто поцеловал его» (цитата из труда «Сахих» Ибн Хузайма).
Кража тысячелетия
Сегодня черный камень установлен в серебряную оправу. Раньше он был цельным и твердым и не было необходимости в этой подпорке. Сектанты курмутиды во время кражи раскололи черный камень.
Курмутиды, которые считаются ответвлением секты исмаилитов, сформировали государство на землях Бахрейна под началом Абу Саида Хасана бин Абхрама аль-Джаннаби. В 923 (310 по хиджре) году власть перешла его брату Абу Тахир аль-Джаннаби. При нем сектантское государство начало расширяться и завоевывать территории соседних стран.
Они хотели завоевать хадж. Абу Тахир аль-Джаннаби хотел сделать масджид ад-Дирар ,столичную мечеть, центром паломничества.
Сектанты нападали на колонны хаджиев, идущих в Ясриб, грабили их и угоняли в рабство. Но желающих совершить хадж меньше не стало. И главарь сектантов в 930 (318 по хиджре) году решил завоевать Каабу и присвоить Чёрный камень.
Похищение
Мекканцы не хотели пускать в город Абу Тахир аль-Джаннаби и прибывших с ним сектантов, но их главарь поклялся, что пришёл с миром. И в первый же день хаджа нарушил свою клятву. Карматы напали на город, ворвались в Запретную мечеть, устроили в Священной мечети резню. Убили 30000 мусульман! Убивали с насмешкой, читая строки Корана. Каабу разграбили и разрушили. Сектанты выдернули Чёрный камень, разбили на куски и увезли. В колодец Зам-зам сбросили убитых хаджиев, осквернив тем самым еще одну святыню. Вся территория Священной мечети и в округе была залита кровью. Разрушили и разграбили дома мекканцев, а горожан угнали в рабство.
Кусочки Чёрного камня главарь сектантов установил в главной мечети столицы.
Ужасный конец главаря
Столица карматов не стала центром исламского мира, потому что святыню мусульман охраняет Сам Всевышний. Главаря карматов Абу Тахира аль-Джаннаби постигла суровая кара — в его теле завелись паразиты, которые медленно пожирали его плоть. Он умер в ужасных муках в назидание остальным.
Возвращение кусочки Рая
Не скоро Черный камень вернулся на свое место. 23 года Кааба стояла осиротевшей — без Черного камня. Мекканские купцы выплатили большой выкуп за Черный камень. Но камень вернули в виде осколков. Утверждается, что не все осколки вернули. Семь частей камня соединили и скрепили в серебряной оправе. В таком виде мы можем сегодня лицезреть Чёрный камень в восточном углу Каабы.
Загадка Каабы
Практически каждый ученый в мире хотел бы посвятить свое время изучению исламского хаджара.
Однако попасть в этот самый важный храм в этой деноминации и даже в сам город могут только верующие Мухаммеда.
Если предположить, что среди них был ученый, который попытался разгадать небольшую часть величайшей космической тайны на Земле, вся ситуация закончилась бы для него очень плохо.
Говорят даже, что такого человека немедленно линчезуют храмовые стражи и миллионы верующих, охраняющих величайшее и самое драгоценное сокровище для всего арабского мира.
Храм Кааба , где находится этот загадочный камень, известен европейскому миру только по телевизионным кадрам.
Это здание отличается идеально правильной кубической формой.
Черный камень в Каабе — тайна исламаЧерный камень в Каабе — тайна ислама
Обычно он покрыт черным шелковым покровом, который во время хаджа меняется на белый.
На нем вышиты золотые стихи из Корана. Для храмов это может показаться относительно небольшим.
На одной из его стен на высоте около 2 метров есть дверь.
Через них попадаем в пустую комнату с колоннами, с украшениями на стенах с множеством надписей и многочисленными золотыми и серебряными лампами.
Традиции и история
Согласно традиционным мусульманским верованиям, первая Кааба была основана Адамом.
Однако его предполагалось уничтожить во время Всемирного потопа.
Однако он был восстановлен Ибрагимом и его первенцем Исмаилом.
До того, как пророк Мухаммед ввел исламскую религию, этот храм был посвящен примерно 360 богам политеистической древнеарабской религии.
Позже он стал местом поклонения Аллаху.
По приказу Мухаммеда практически все признаки веры во многих богов были уничтожены.
Черный камень — Хаджар остался на своем месте.
Черный камень — Хаджар остался на своем месте.Черный камень — Хаджар остался на своем месте.
По преданию, он должен был быть помещен в Каабу самим архангелом Гавриилом.
В 683 году Аль-Каба пострадал в результате беспорядков, возникших в результате боевых действий между арабскими племенами.
К сожалению, в ходе этих сражений камень также был частично разрушен и раскололся на три части.
Этот священный объект издавна неразрывно связан с Домом Аллаха.
Карматы из Бахрейна, однако, удерживали его в 930–950 / 1 годах.
Они отнесли его и вернули в Мекку, но на этот раз его было уже семь частей.
Черный камень хаджара был объединен с использованием серебряной оправы.
Тогда он был построен в восточном углу важнейшего храма.
Обод вокруг него постепенно стирается в результате прикосновения верующих, которые совершают паломничество в это место, чтобы увидеть и прикоснуться к нему.
Поэтому в своей истории он упоминался как минимум несколько раз.
Камень, помещенный в оправу, чрезвычайно загадочен.
Камень, помещенный в оправу, чрезвычайно загадочен.Камень, помещенный в оправу, чрезвычайно загадочен.
Ученые не имели и не имеют доступа к нему, потому что он считается реликвией.
Определить, что это, откуда и многие другие элементы, основываясь только на фотографиях, практически невозможно.
Одни думают, что это метеорит, другие — тектит, третьи — фрагмент лавы.
Однако это определенно увлекательно, потому что это неизвестно и неизведано, поэтому считается, что в нем есть большая тайна.
Черный камень — что это?
Черный камень представляет собой несколько кусков породы темного цвета размером приблизительно 16 на 20 см, соединенных между собой цементом и вставленных в массивную оправу из серебра. Он расположен в восточном углу Каабы на высоте полутора метров.
По некоторым предположениям, Черный камень представляет собой метеорит. Эта версия подтверждается тем, что ориентировочно в тысяче километров от Мекки есть метеоритный кратер. Достоверно датировать его ученые не сумели. Одни уверены в том, что метеорит упал за несколько тысяч лет до нашей эры, прочие – что всего несколько сотен лет тому назад.
Существует версия, что Черный камень – обыкновенный осколок базальта из окружающих Мекку гор. Однако этой теории придерживаются немногие.
Большинство склоняется к тому, что самый знаменитый и почитаемый камень в мире – это смесь из метеорита и расплавленных горных пород. Подтверждением этому служит неоднородность камня: он содержит осколки кварца, расплавленный песок и т. д.
Однако все вышеперечисленные версии происхождения имеют вес в глазах материалиста. Для истинного мусульманина Черный камень – дар Всевышнего, кусочек потерянного рая. Аль-Хаджар аль-Асвад – святыня, переданная правоверным руками Адама, Авраама, Мухаммада, практически цель хаджа.
Легенда о черном камне
Народные сказки относятся и к религиозным вопросам.
Судя по всему, Хаджар изначально был безупречно белым, но его цвет стал черным в результате поглощения грехов и уничтожения вины паломников, которые приходят к нему и отдают ему дань уважения.
Паломничество к камню
Конечно, последователи ислама совершают паломничество в Мекку.
Их вера предполагает путешествие по этому пути.
Несомненно, контакт с камнем — это своего рода искупление и устранение недостатков, к которым многие идут и часами ждут, чтобы поцеловать или прикоснуться к нему.
В старинной книге, написанной арабским историком, мы находим информацию о том, что, когда вы находитесь рядом с камнем, вы должны его поцеловать.
Если это невозможно, прикоснитесь к нему рукой или тростью и перенесите это прикосновение на лицо.
Паломничество к камнюПаломничество к камню
В наши дни, если эти рекомендации неосуществимы в толпе, стремящейся к камню, паломники протягивают ему правую руку.
Паломничество в храм Аль-Каба — один из пяти основных столпов ислама.
Согласно вере, каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку.
Толпа, состоящая из миллионов верных паломников, семь раз обходит храм, каждый раз, когда верные пытаются добраться до святого камня.
История происхождения и легенды, связанные с камнем
Первая Кааба, построенная еще прародителем Адамом, во времена потопа разрушилась (или вознеслась на небо). Заново отстроить мечеть взялся Авраам (Ибрахим) со своим сыном Измаилом. В помощь им взамен строительных лесов был дан летающий валун, который сохранился до настоящего времени, хранит на своей поверхности следы ног Авраама и также находится в Каабе.
По окончании строительства Аврааму потребовался еще один камень, отмечающий начало тавафа – ритуального шествия вокруг Каабы. По преданию, до изгнания, находясь в раю, прародитель вместе с ангелами обходил небесный храм семь раз. Авраам желал того же и на погрязшей в грехе земле. Тогда архангел Гавриил (Джибраэль) принес ему Черный камень с одной из соседних гор.
По другой версии, Черный камень был дан Аллахом Адаму при его изгнании из рая для того, чтобы он очистил свою душу. Или он сам его взял как напоминание об утраченном рае и небесной Каабе. Кто-то считает, что после грехопадения аль-Хаджар аль-Асвадом стал ангел-хранитель Адама, другие – что это целый сонм ангелов, отправленных на землю для защиты Каабы, Мекки или даже всего исламского мира в целом.
По легенде, изначально цвет Черного камня мусульман был белоснежным, блеск его был виден за несколько дней пути от Мекки, но под влиянием грехов человечества святыня потемнела. Ученые же предполагают, что потемнела она от впитанных благовоний и мирра, которым его помазывали поклонявшиеся ему до возникновения ислама язычники.
Читайте также: Видеть во сне золотые или серебряные серьги с камнями: к чему они снятся, по мнению сонников?
В начале 7-го века Кааба снова начала ветшать, и отцы города решили ее отремонтировать. Для этого необходимо было перенести высокочтимый камень в другое место. Между влиятельными семьями Мекки (курайшитами) разгорелся горячий спор за право сделать это, чуть не переросший в кровопролитие. Тогда пророк Мухаммад решил проблему оригинальным и всех устроившим способом: он расстелил на земле одежду, положил на нее аль-Хаджар аль-Асвад, и главы семейств, взявшись за края, вместе перенесли камень.
В дальнейшем камень претерпел множество злоключений – был разбит снарядом из катапульты во время осады Мекки в последней четверти 7-го века, был неоднократно украден, осквернен. Его пытались сделать объектом языческого поклонения, предметом для совершения магических действий. Сейчас он состоит из нескольких обломков, находящихся в оправе, которая закреплена гвоздями из серебра.
Как бы то ни было, мусульмане свято верят в сверхъестественное происхождение аль-Хаджар аль-Асвада и почитают его за то, что:
- Черный камень – частичка рая на земле;
- Мухаммад прикасался к нему при установке;
- Мухаммад его целовал;
- камень целовали пророки доисламской эпохи;
- он отмечает начало и завершение ритуального шествия (тавафа);
- молитва возле камня несомненно будет услышана.
Внешний вид и состав породы
Исследовать аль-Хаджар аль-Асвад не представляется возможным. Для правоверных мусульман это объект поклонения, а никак не изучения. К нему можно прикоснуться, поцеловать, посмотреть на фото или видео, но не более.
Бытует мнение, что камень может быть агатом или яшмой. Некоторые предпочитают считать его куском простого базальта из близлежащих скал.
Некоторые ученые склоняются к космической природе артефакта. Свое умозаключение они обосновывают тем, что химический анализ песка вокруг Мекки показывает повышенное содержание иридия – вещества, содержащегося в метеоритах.
Другие деятели науки не согласны с такими выводами. Они не признают в Черном камне ни железный, ни каменный метеорит и выдвигают версию, что это осколок неизвестной до сего времени вулканической породы. Основываются они на том, что по преданию аль-Хаджар аль-Асвад может плавать. Так или иначе без детального изучения камня говорить о его природе бесполезно.
Почему камень Каабы стал черным?
По словам предания, черный камень оказался на земле, когда пророк Ибрахим (а.с.) уже достраивал храм в Мекке. Ему нужен был какой-то ориентир, который бы точно определял место для начала священного ритуала – семикратного обхода вокруг храма. Он вспоминал события, которые происходили в Раю. Ангелы и сам Адам проходили семь кругов вокруг храма. Поэтому Ибрахим (а.с.) хотел воссоздать этот ритуал, поэтому ангел Джабраил (а.с.) помог ему.
Существует легенда, которая повествует, что черным камнем является ангел-хранитель первого человека на земле. Якобы после грехопадения Адама (а.с.) его обратили в камень. А когда ангел спустил черный камень на землю Мекки, он начал ослеплять ярким белым светом.
По преданию камень Каабы в храме впитывает все грехи мусульман, тем самым темнея и превращаясь в черный камень.
На данный момент ученые всё ещё не раскрыли тайну состава этого камня. Но существуют две основные версии: это либо кусок от вулканической породы, которая ещё не известная человечеству, либо – метеорит, который упал в Мекке. Такая загадочность привлекает не только верующих, но и множество туристов.
Такая необычная достопримечательность всегда вызывала интерес у народа. У черного камня в Каабе есть такая история. Когда храм нуждался в ремонте, племенные семьи курайшитов хотели разобрать камень на кусочки и перенести его. Это привело к ожесточенному спору. Но Мухаммад (с.а.в.) принял верное решение и исправил положение. Он постелил на землю свой плащ, завернул в него камень. А каждый старейшина древнейших родов должен был взять за край плащ и перенести камень таким образом на другое место.
Теперь в это священное место верующие совершают паломничество, называемое хаджем. Там все мусульмане должны семь раз обойти вокруг Каабы. Он обозначает гармонию и подчинение всего живого одной системе, которая воплощена в Господе
Почему мусульмане поклоняются этому камню?
Существует несколько причин, почему последователи ислама поклоняются Черному камню. Во-первых, считается, что его принес из рая прародитель Адам. То есть целовать аль-Хаджар аль-Асвад – значит целовать частицу рая. Согласно хадисам (преданиям), Черный камень – это «правая рука» Аллаха. Таким образом, человек, поцеловавший или дотронувшийся до аль-Хаджар аль-Асвада, здоровается и прикладывает лоб к длани Всевышнего. То есть праведник, коснувшийся аль-Хаджар аль-Асвада и поцеловавший его, осуществил предварительную встречу с Творцом.
Хадисы утверждают, что камень в конце времен будет выступать в защиту тех, кто целовал его и прикасался к нему. Прикосновение к аль-Хаджар аль-Асваду способно исцелить любые болезни.
Какими бы качествами ни наделяли свою святыню верующие, сколько бы легенд о нем ни ходило, хадисы и лидеры магометанства говорят о том, что аль-Хаджар Аль-асвад – свидетель жизненного пути пророка Мухаммада. Как сказал однажды Умар ибн аль-Хаттаб (один из десяти ближайших сподвижников пророка Мухаммада): «Я знаю, что ты просто камень, который не может ни навредить, ни принести пользы, когда бы я не видел целующего тебя Пророка, то не целовал тебя». Мусульманские вероучители с ним полностью согласны.
Достоинства чёрного камня
1. Чёрный камень – один из райских яхонтов.
2. Пророк (мир ему и благословение) прикасался к нему руками, когда устанавливал.
3. Пророк (мир ему и благословение) его целовал.
4. Его целовали предыдущие пророки (мир им).
5. Он является началом и концом тавафа.
6. Мольба, сделанная возле него, будет принята.
Да поможет нам Аллах совершить как можно больше обходов вокруг Каабы до того, как она будет вознесена на небо. Дважды она была разрушена, на третий раз будет вознесена.
Опасная практика
Паломничество в Мекку, конечно, небезопасно.
Миллионы людей проводят много часов на солнечной площади.
Каждый год в результате тесноты и вытаптывания здесь гибнет множество людей.
Согласно отчету властей Саудовской Аравии в 2015 году, там во время хаджа погибло 769 человек и было ранено 934 человека, что на сегодняшний день является самым трагическим рекордом религиозных торжеств в этом месте почти за 20 лет.
- https://www.tourister.ru/world/asia/saudi-arabia/city/mecca/temples/36301
- https://earth-chronicles.ru/news/2013-04-25-42905
- https://zen.yandex.ru/media/id/6082c364e3676470addf04b2/chernyi-kamen-v-kaabe-taina-islama-6098c950c235fb60b637523a
- https://hajjinform.ru/mechet-al-haram/chernyj-kamen-v-kaabe/
- https://MoyKamen.com/interesnoe/chernyj-kamen-kaaby.html
- https://www.ummatour.ru/articles/chernyy-kamen-v-mekke
- https://islam.ru/content/history/31048