Керамика: что такое фарфор, фаянс, шамот и терракота. История и особенности производства фарфора

Что вмещает в себя понятие фарфор

Нельзя забывать, что фарфор это не только посуда, по большому счету, в древние времена это вообще не была посуда и сервизы, а именно — отдельные предметы интерьера, такие как вазы, сосуды и блюда. Кроме этого, из фарфора создавали пуговицы, эполеты, ордена, табакерки, эфесы для шпаг, набалдашник на трости, местные деньги, украшения для стола, которые потом приобрели популярность как отдельные скульптурные композиции и фигуры, и многое, многое другое. В своё время великий скульптор мануфактуры Майсен Иоганн Йоахим Кендлер говорил, что «из фарфора можно сделать все».

Что собой представляет материал

Фарфор – это подвид керамического материала, который получают путём смешивания:

  • каолина;
  • кварца;
  • полевого шпата;
  • пережжённой кости;
  • особых сортов глины (в разных пропорциях).

Полученную белую и пластичную смесь обжигают при температуре +1 400°С. Довольно часто одного обжига бывает недостаточно, так что мастера подвергают фарфор ещё одной обработке.

Готовый материал становится непроницаемым для воды и воздуха, однако тонкий фарфоровый слой способен пропускать свет. Если легонько ударить деревянной палочкой по изделию из такой керамики, то можно услышать высокий и чистый звук, который чем-то похож на звук от удара по хрустальному бокалу.

История фарфора

История появления

Большинство исторических источников указывают на то, что родиной фарфора является Китай. Там мастера научились получать такое сырьё приблизительно в VI-VIII веке н.э. Они быстро поняли, насколько уникален этот материал, и решили держать в строжайшем секрете формулу его получения.

В Китае же зародились и первые уникальные техники украшения фарфоровых изделий. Например, знаменитый «рисовый фарфор» появился именно в этой стране (техника изготовления посуды с полупрозрачными миниатюрными отверстиями, которые похожи на зёрнышки риса).

В Среднюю Азию изделия из фарфора проникли ориентировочно в IX веке, а уже через 7 веков технология и формулы этого уникального материала попали к японским мастерам. В Европу фарфор попал позже всех (в XIV он был завезён из Китая Марко Поло), но известно, что, например, в России первые фабрики, производившие изделия из такой керамики появились только в XVIII веке.

Русский фарфор, к слову, заслуживает отдельного упоминания в рамках этого рассказа. Изначально он больше походил на фаянс по своим техническим характеристикам. Во времена развития фарфоровой промышленности в Царской России существовало два направления производства: частные мануфактуры, а также выпуск фарфоровых изделий под началом царской семьи (это не первая подобная практика, такое существовало, например, и у Медичи).

Одной из самых известных мануфактур, принадлежавших императорской семье, был Императорский фарфоровый завод, который вполне успешно функционирует и сейчас. На нём производились небольшие предметы, например, чайные сервизы, табакерки, пуговицы для императрицы. Естественно, с приходом советской власти все частные производства были национализированы, а технологии изготовления уникальных изделий утеряны.

Ближе к 30-м годам ХХ века благодаря усилиям мастеров удалось восстановить лишь азы фарфорового производства. В эти же годы начала совершенствоваться художественная сторона процесса, которая касалась росписи и украшения изделий из этого вида керамики.

Что касается европейской истории фарфора, то тут стоит упомянуть первых мастеров, пытавшихся создать свою версию этого материала, из Италии. Примерно в одно время с ними над этим видом керамики начали работать англичане, французы и немцы. Однако никому из них не удалось получить фарфор столь высокого качества, каким могли похвастать китайские мастера.

Время шло, фарфор, производимый в Европе, всё ещё походил на стекло. Но вот молодой алхимик Беттгер и физик Вальтер фон Чирнхаус, работавшие в Германии, нашли крупные залежи белой глины, которая значительно отличалась от других видов ископаемых своей повышенной пластичностью. Это и был тот самый каолин, который позволил немцам открыть в 1710 году первый цех, производивший фарфоровое сырьё. Долгая и упорная работа над технической стороной вопроса окупится для них в будущем мировым признанием мейсенского фарфора.

Азиатский фарфор

Разновидности фарфора

После того как фарфор попал благодаря Марко Поло в Европу, много раз предпринимались попытки воспроизвести загадочный китайский керамический материал самостоятельно. В результате многочисленных экспериментов родилось две разновидности, которые мастерам Китая были неизвестны, но в современной классификации они ставятся в одну линию вместе с твёрдым (настоящим фарфором): мягкий фарфор и костяной фарфор.

Виды фарфора:

  1. Твёрдый. Или, иначе говоря, настоящий. Именно он был завезён из Китая в Европу, и он же отличается наиболее высокой температурой обжига – 1350-1400°С. Вы легко отличите этот вид керамики от других: белоснежный черепок, который иногда отливает голубым, способность пропускать свет. Ближайшим аналогом китайского фарфора является знаменитый мейсенский фарфор, который изначально отличался от оригинала добавлением алебастра в состав, но позже был возвращён к «истокам», т.е. к смешению традиционного каолина, полевого шпата и кварца.
  2. Мягкий. Первый из «неканоничных» подвидов, который был получен во Франции. В попытках получить «белое золото Поднебесной» французские мастера перепробовали множество комбинаций различных материалов. В результате одного из таких экспериментов была получена «мягкая паста» из белой глины нескольких сортов и фритты. Обжиг такого материала осуществлялся при 1250 градусах. По прочности он, конечно, уступал традиционному китайскому фарфору, но зато он превосходил этот материал по пластичности. Отличал его от других видов фарфора и нежный сливочный оттенок, который придавал изделиям утончённость.
  3. Костяной. Английское изобретение. Мастера из Англии, желавшие разгадать секрет китайского фарфора, начали добавлять к мягкой пасте золу из жжёных костей крупного рогатого скота. Этот компонент делал готовые изделия более прочными даже при относительно невысокой температуре обжига (всего 1250°С). Первым пустил на поток данную технологию владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал формулу и описал её в 1796 году английский керамист Джосайя Споуд.

Для чего используется фарфор

Естественно, основной сферой применения фарфора в наши дни остаётся изготовление посуды и декора. Несмотря на столь высокую стоимость, материал ценят за многочисленные достоинства.

Но не только посуду производят из данного вида керамики. Его часто используют для изготовления:

  • ваз;
  • подсвечников;
  • декоративных статуэток;
  • скульптурных композиций;
  • часов;
  • настольных ламп;
  • живописных произведений;
  • пасхальных яиц и другой сувенирной продукции;
  • шкатулок;
  • канцелярских принадлежностей;
  • бижутерии;
  • зубных коронок;
  • сантехники.

Фарфоровые чашки

Известные фарфоровые фабрики в России

На территории России сохранилось множество функционирующих фарфоровых фабрик. Вот наиболее популярные из них:

  • Императорский фарфоровый завод (один из старейших в Европе, первое крупнейшее предприятие в России, занимавшееся выпуском изделий из фарфора, Санкт-Петербург);
  • Дулёвский фарфоровый завод (Московская область);
  • Фарфор Вербилок (первая частная российская фарфоровая фабрика, член Гильдии поставщиков Кремля, Московская область);
  • Кубаньфарфор — фарфоро-фаянсовый завод (Краснодарский край);
  • Хайтинский фарфоровый завод (Иркутская область).

Достоинства и недостатки

Разные виды фарфоровой посуды всегда были очень дорогими, поэтому подчеркивали статус и благосостояние семьи. Фамильные сервизы переходили от одного поколения к другому: теперь у многих хранятся предметы, перешедшие по наследству от бабушек. Материал ценится заслуженно: он изящный и утонченный. Самый обычный прием пищи проходит в торжественной атмосфере, если на столе эстетичная сервировка.
Единственный минус изделий — высокая цена, а список достоинств внушительный.
Характеристики фарфоровой посуды:

  • • классический утонченный дизайн;
  • • разнообразие цветового оформления;
  • • добротное исполнение;
  • • абсолютная безопасность для здоровья;
  • • хорошая сочетаемость с современными столовыми приборами;
  • • идеально гладкая поверхность;
  • • способность сохранять тепло;
  • • стойкость к абразивным материалам и химическим средствам.

При этом столовые предметы можно мыть в посудомоечной машине — даже через несколько лет на поверхности не появляется признаков старения.

Отличия материала от керамики

Потребители по незнанию иногда путают фарфоровые и керамические изделия. Неудивительно, ведь первые являются разновидностью керамики, но на этом сходства заканчиваются. Фарфор – это смесь специальной белой глины, кварца и полевого шпата. Благодаря такому составу масса для изготовления заготовок пластичная и белая. Белизна сохраняется и в готовых изделиях.

Готовые предметы ценят за прозрачность, при этом они не впитывают влагу, устойчивы к воздействию газов, не темнеют долгие годы. А еще материал «поет»: при легком постукивании деревянной палочкой чашки, вазы, блюдца издают высокие мелодичные звуки. Почти как хрусталь.

Создание фарфора

Когда его изобрели?

В энциклопедиях и книгах, которых собрано все о фарфоре, упоминается 620 год как старт фарфорового производства. Изобретение материала приписывают китайцам – почти тысячу лет они тщательно хранили формулу его приготовления в секрете. Лишь в 1735 году мир узнал состав и технологию китайского производства. В то время у европейцев уже была собственная формула – она получена в 1708 году благодаря работе немецких ученых Иоганна Фридриха Бёттгера и Вальтера фон Чирнгауза. В том же году в Дрездене открылась первая мануфактура – первые партии, выпущенные ее рабочими, не покрывались глазурью и не расписывались.

Костяной фарфор появился в XVIII столетии в Англии и сразу полюбился покупателям за высокую прочность, практичность и эстетику. Эти характеристики объясняются наличием в его составе костной золы. Англичане специально сжигали кости крупного рогатого скота, чаще – коров. Серии изделий назывались «Bone China» — и сегодня это название многие производители используют как клеймо.

Китайский фарфор

В России аналогичное производство зародилось позднее – лишь в середине XVIII века. Точкой отсчета стало строительство и запуск Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге. Предприятие, основанное в 1744 году, работает и сегодня.

Разновидности

Вот какой бывает фарфор: костяной, твёрдый и мягкий. Между собой сорта различаются назначением, способом производства и качественными характеристиками.

Мягкий

Имеет слабый песочный оттенок, известен как искусственный. У европейских мастеров не получилось воссоздать рецепт, по которому изготавливали фарфоровую утварь умельцы в Китае Они взяли в качестве сырья глину тонкого помола, добавив в неё некоторые соединения. Получилась масса, похожая на настоящий китайский материал.
Ее обжигают при сравнительно невысокой температуре, поэтому поверхность немного пористая, но непрозрачная, крепкая. Область применения фарфора с добавками — отлив посуды, лепка статуэток, светильников.

Твёрдый

Это настоящий материал, который ценят знатоки. В Китае его делают из каолина и особой разновидности камня. От каолина зависит прочность изделий, при этом его доля в составе сырья может быть разной. При обжиге поверхность спекается, на ней нет пор, но есть микроскопические углубления, которые можно рассмотреть только через увеличительное стекло. Из такого материала получаются предметы интерьера, подарочный фарфор для детей, чайные и кофейные сервизы.
Изделия обжигают несколько раз при температуре 1400-1600 градусов. Они получаются твердыми, довольно тяжелыми, но хрупкими, поэтому легко бьются. Оттенок слегка сероватый, предметы непрозрачные и почти белые.

Костяной

Это самая дорогая разновидность твердого фарфора. Отличие в том, что при изготовлении добавляют жженую кость. При обжиге компоненты расплавляются, за счёт этого происходит спекание. Если посмотреть на свет сквозь стенки, можно заметить, что они прозрачные. В случае с фарфором это свойство условно: материал называют прозрачным, когда он пропускает свет.
Особенности фарфора: прочность, белизна, гладкая поверхность, отсутствие пор и углублений. При спекании костяные частицы заполняют собой мельчайшие промежутки.

Производство фарфора

Это длительный процесс, требующий большой и кропотливой подготовки. На смешение ингредиентов, взвешивание сырья и формирование изделия уходит масса времени, тогда как результат этого труда достигается почти мгновенным обжигом в печи при высокой температуре.

Детская игрушка. Россия.

При подготовке сырья к смешению в особых формах производится тщательная очистка компонентов от вторичных примесей. Чем ниже процент примеси, тем выше качество фарфора. Сырье тщательно просеивается на производственных ситах, просушивается в горячем воздушном потоке и смешивается с водой, перемешиваясь специальным устройством до консистенции густого желе.

Получившуюся массу длительное время перемешивают для придания ей однородности и разливают по заранее приготовленным формам, которые поступают в печи для обжига.

После обжига получившиеся произведения ждет шлифовка мокрой тканью, полировка, роспись и упаковка.

Фарфор на Востоке

Твердый фарфор был изобретен в Китае в начале VI века. Китайский фарфор, история которого насчитывает уже почти полтора тысячелетия, долгое время производился лишь на личных заводах императора, в атмосфере строжайшей тайны.

Нет нужды говорить, что у простых китайцев в то время не было доступа к изделиям из фарфора. В VII веке его производство начинает стремительно развиваться. Долгое время китайские химики ставят эксперименты над природой, консистенцией и цветом нового материала, и вот уже к началу XV века китайское фарфоровое производство достигает периода своего расцвета. Именно китайские мастера первыми в мире освоили технологию покраски горячих поверхностей красками из соединений кобальта, гематита, хрома, что ввело китайский фарфор в историю как один из самых качественных в мире.

Вазы. Работа китайских мастеров. Экспортный товар.

Спустя век португальские мореплаватели завозят секрет производства керамики в Европу, однако первое время новое ремесло не приживается.

В середине XVI века фарфор начинает массово производиться в Японии. Качество японского аналога было не таким высоким, как произведения из Поднебесной. Однако мастера быстрее освоили технологию производства различных сложных форм. Также японцы были первыми, кто придумал декорировать фарфоровые изделия тончайшими листами золота.

Китайский чайный сервиз. Фарфор, золото.

Фарфор в Италии

История создания фарфора в Италии также занимательна. Дело в том, что первое время все фарфоровые изделия, появлявшиеся в Европе, были исключительно привозными. Так как предметы роскоши поставлялись в довольно ограниченном количестве, то те редкие экземпляры, что не попадали в сокровищницы различных монархов, оседали в хранилищах, принадлежавшим различным аббатствам.

Первое время средневековые мастера Европы пытались скопировать состав нового материала. Однако все попытки были неудачными. Фарфор либо лопался почти сразу же после отливки изделия, либо не желал превращаться в густую желеобразную консистенцию.

Работы русских мастеров начала XX века.

Те редчайшие образцы опытного европейского фарфора, что сохранились до наших дней, находятся в Ватикане, в сокровищнице Папы Римского.

Больших успехов достигли итальянские мастера, сумевшие наладить небольшое производство фарфора в конце XV века. Однако вскоре выяснилось, что производимые ими изделия были вовсе не из фарфора, а из очень тонкой отполированной глины.

Различные письменные источники, а также записи мастеровых тех времен, не содержат более точных сведений ни о фарфоре, ни об его экспорте в Европу до самого конца XVI века.

В 1575 год легендарный герцог Франческо Медичи открывает ан своей вилле первую в Европе фабрику по производству художественного фарфора. Находчивые итальянцы решили изготавливать его высшего качества, не тратя время на выпуск пробной серии изделий среднего и низкого качества. Риск оправдал себя. Фарфор, полученный Медичи, стал уникальным белым материалом. В его состав входила белая глина из Виченцы, а также серый кварц. Глазурь по настоянию графа тоже использовалась только белая, что придавало готовому продукту матово-белесый оттенок.

Вазы работы китайских мастеров династии Хань.

Поскольку производство было довольно небольшим, до наших дней сохранилось всего около пятидесяти артефактов – тонких столовых блюд, крупных ваз, подносов, а также около семи полевых фляг для питьевой воды.

Все эти произведения искусства были тщательно расписаны лучшими художниками Италии, изобразившими на них цветочные орнаменты и различные натюрморты, что для того времени было довольно модной тенденцией.

Фарфор в Германии

История создания фарфора в Германии не так романтична. Из Италии при содействии венецианских купцов материал попадает в Германию, где к нему сразу же проявляют интерес ведущие производители керамических изделий.

Мать и дитя. Работа русских мастеров.

Город Мейсен в Западной Германии был в то время ведущим в области гончарного дела. И именно здесь под руководством графа Эренфилда фон Чирнхауза начались опыты по выявлению и улучшению свойств фарфора, а также эксперименты по созданию новых его составов. Граф был заинтересован в создании мануфактуры, обеспечившей бы страну экспортным сырьем и внесшей бы ощутимый вклад в экономику Германии. Опыты по выдуванию стекла уже проходили успешно под надзором Чирнхауза. Однако граф понимал, что стеклоплавильная промышленность еще не стала настолько популярной, чтобы на нее можно было делать ставку.

Но именно здесь зародилось клеймо Kahla. История фарфора имеет свои корни в истории легендарного химика Бергера, подписывавшего все свои работы именно так.

Блюдца. созданные в Японии.

В 1704 году под ответственность Чирнхауза из королевской тюрьмы выпускают легендарного двадцатилетнего пиротехника Бергера, чьи опыты были сочтены слишком опасными не только для граждан страны, но и для королевской власти. Ведь Бергер активно занимался созданием бомб и фугасов усиленной мощности.

Чирнхауз предлагает Бергеру работу в полноценной лаборатории в обмен на помощь и совместную работу над проблемой мягкого фарфора. Спустя полгода Бергер понимает, что твердый фарфор отличается от мягкого лишь количеством находящейся в его составе кварцевой пыли. Так началась стория фарфора Kahla.

К концу XVIII века были открыты почти все известные нам виды, а также налажено массовое производство изделий различного качества. В основном это была стильно украшенная посуда, различные декоративные фигурки, которые охотно приобретались богатыми коллекционерами для украшения домов и загородных вилл.

Англия

Английское чаепитие ассоциируется с чайными сервизами из благородного материала. Они во все времена олицетворяли роскошь и аристократизм. Сегодня лучший фарфор выпускают торговые марки WWRD, Thomas Goode, Caverswall – все они имеют специальный сертификат от королевы и поставляют его для королевского стола.

Королевская привилегия свидетельствует о безупречном качестве и безопасности каолиновой посуды.

WWRD – группа компаний, объединившая бренды Royal Doulton и Minton. Оба являются производителями эксклюзивных фарфоровых изделий. В свое время Теодор Рузвельт приобрел сервиз компании для Белого дома и активно им пользовался.

Фарфор Royal Doulton
Фарфор Minton

Для дизайна WWRD характерны сдержанность форм, цветочные элементы в декоре, классическая золотая окантовка. Создают каолиновую классику молодые перспективные дизайнеры.

Thomas Goode – одна из старейших фабрик, основанная в 1827 году. С первого года основания она занимается производством столовой посуды и аксессуаров из костяного фарфора. На многих изделиях, выполненных по индивидуальному заказу, встречаются монограммы клиентов.

Фарфор Thomas Goode
Фарфор Thomas Goode

Современные тенденции, мода на минимализм и ассиметричные формы пока не коснулась моделей Thomas Goode. В модельном ряду главенствует по-королевски роскошная классика.

Caverswall – молодая торговая марка, основанная в 1973 году, но уже завоевавшая имя, репутацию, доверие клиентов и производителей. Клиенты могут выбрать из каталогов компании понравившиеся образцы и заказать их эксклюзивный дизайн.

Посуда и аксессуары от Caverswall – произведения искусства, которые украсят любой стол. У английских потребителей особенно ценятся супницы, стоимость которых доходит до 1,5 тысяч долларов.

Франция

Культовая французская фабрика Raynaud & Co работает с 1849 года и специализируется на выпуске лиможского фарфора. Ее продукция известна и ценится во всем мире за прозрачность, изящество и высокую прочность. Чтобы получить посуду такого качества, производитель использует каолин определенной марки.

Фарфор Raynaud
Фарфор Raynaud

В модельном ряду компании удачно сочетаются репродукции старинной китайской посуды и ноу-хау. Вдохновение мастера марки ищут в творчестве Сальвадора Дали, других знаменитых живописцев.

Дания

Royal Copenhagen – лучший производитель фарфора в Дании. Его работы узнаются по торговому знаку в виде трех волнистых линий. Самые востребованные – датские рождественские коллекции. Фарфоровые изделия из них узнаются по классическому сочетанию белого и синего цветов, элементам декора, напоминающим русскую гжель.

Прежде чем конечный потребитель получит рождественскую чашку, блюдце, сервиз или любой другой предмет, он пройдет десятки процессов: от бережного приготовления сырья и обработки глины до обжига заготовок, росписи, покрытия глазурью. На каждом этапе осуществляется всесторонний контроль качества.

Фарфор Royal Copenhagen
Фарфор Royal Copenhagen

Столовые предметы пользуются спросом у коллекционеров и представляют художественную ценность для их частных коллекций. Стоимость одного предмета стартует с 200 долларов.

Производитель отправляет свою продукцию в разные страны мира и гарантирует ее доставку в целости. Для этого изделия упаковывают в специальную бумагу.

В России

История русского фарфора тоже полна интересных фактов и занимательных деталей. В нашей стране его производство прижилось далеко не сразу, ведь на протяжении многих лет в стране был свой, «народный» материал – майолика. Ее изготовление к концу XVIII века в России было настолько масштабным, что на международных показах и выставках русский продукт ничуть не уступал мировым конкурентам.

Пастораль, выполненная французскими мастерами.

В 1724 году был основан первый завод про производству майолики, где под руководством купца-энтузиаста А. К. Гребенщикова началось изготовление художественной майолики. Именно с нее и началась история фарфора в России.

Майолика отличалась своей тонкостью и изяществом, а роспись на покрытии всегда выполнялась в традиционных русских стилях, таких как гжель, хохлома, палех. Подобные произведения искусства невероятно ценились в Италии, Франции, Германии и Испании.

Помимо майолики, завод Гребенщикова выпускал и обычную глиняную посуду в промышленных масштабах, которую расписывали гжельские мастера. Техника гжели изначально славилась грубоватыми, но яркими мазками, сливающимися в одно изображение. Ручная роспись стоила в то время недешево, однако даже глиняная посуда с завода расходилась в считанные дни. Эмалированные чашки с цветочными узорами были популярны по всей средней полосе Российской Империи, связав историю страны с фарфоровой эпохой.

Влюбленные. Работа немецких мастеров.

Долгое время отечественные ученые не могли определить состав фарфора. История фарфора в России даже чуть было не прекратила свое существование. Известно, что еще во время правления Петра I в Германию была отправлена специальная экспедиция, целью которой было узнать состав. Однако экспедиция потерпела неудачу, провалив миссию. Позже один из ее лидеров, Юрий Кологривый, все-таки сумеет получить фарфор опытным путем в своей лаборатории в Санкт-Петербурге.

В 1724 году Гребенщиков оставляет опыты с фарфором и переключается на фаянс, более доступный и дешевый в обработке материал. Буквально за два года купцу удается добиться промышленного производства, а также получить репутацию одного из самых качественных производителей фаянсовой посуды и других бытовых и художественных изделий. Большое распространение получили чайные сервизы, ставшие непременным атрибутом каждой уважающей себя семьи того времени.

Кузнецовский фарфор, история которого поистине занимательна, обязан своим появлением работе отечественного химика Дмитрия Ивановича Виноградова – друга и сподвижника самого Михаила Васильевича Ломоносова.

30 января 1746 года войдет в историю как день русского фарфора. Именно в этот день Дмитрию Виноградову удалось получить первый опытный состав в своей лаборатории. История возникновения фарфора в России началась тогда, когда на заводе Петра Афанасьевича Кузнецова были отлиты первые миски из этого материала.

Производство фарфора продолжил потомок Петра Афанасьевича – Михаил Сергеевич Кузнецов. Он стал первым русским монополистом в области производства изделий из фарфора и фаянса. Помимо предметов быта, Кузнецовская мануфактура прославилась своими невероятными по красоте художественными изделиями и предметами роскоши.

Упадок русского фарфора приходится на конец XIX века, когда вместо концептуального воплощения идей заводчики ориентируются на сложность форм, выпуская абсолютно бессмысленные вазы, чайники или сервизы с мутными акварельными узорами. С изделий исчезли качественно прорисованные гравюры, уступив место безвкусным пейзажам.

В эпоху модерна история фарфора в России окончательно прекращает свое существование. На смену ручной работе именитых мастеров приходит стандартное заводское литье с одинаковыми, выполненными под трафарет изображениями закатов и рассветов.

История советского фарфора

После революции, когда советская власть отчаянно хваталась за любую возможность агитации, превращая все доступные ей сферы искусства в средства массовой пропаганды, русский фарфор не был забыт. Более того, он стал одним из основных, надежных и многолетних исполнителей заказов государственной пропаганды. Фарфоровый завод в Санкт-Петербурге был закрыт на реорганизацию в 1917 году, а в 1919 уже начал выпуск изделий нового типа.

Образец советского фарфора.

Буквально за два года на заводе была собрана команда лучших мастеров своего дела. Привлечены писатели и художники, мастера литья, росписи и золотой вязи.

Первая опытная партия состояла из агитационных фигурок рабочих и вооруженных матросов с красными знаменами. Эти керамические солдатики сразу же стали предметом восхищения мальчишек и породили целый бум среди скупщиков и коллекционеров. На каждом из таких солдатиков стояло клеймо завода, и сотни людей заинтересовались историей клейм фарфора.

Следующая партия включала в себя предметы быта и обихода, украшенные символикой новой власти.

В последующие годы производство агитационного фарфора только набирало обороты. Постепенно заводы стали производить детские игрушки, кухонную утварь, коллекционные бюсты известных деятелей революции, елочные игрушки.

Советский фарфор становится ближе к народу, выпуская одновременно нужные населению и в то же время идеологически верные с точки зрения власти предметы.

В СССР история фарфора краткая. Она закончилась в середине 1980-х годов, когда население перестало нуждаться в идеологической продукции. Поскольку все заводы были настроены на выпуск лишь идеологической продукции, то производство пришлось свернуть, так как найти опытных художников-оформителей в то время не представлялось возможным.

Русский фарфор в наше время

Японские вазы. выполненные в традиционной технике.

Несмотря на резкий спад популярности изделий из фарфора и почти угасшее производство, он все рано остался народным промыслом и продолжал появляться на прилавках магазинов. Только вот выполнен он был теперь кустарным методом. Разумеется, качество подобной продукции оставляло желать лучшего, однако это не влияло на спрос. Население привыкло к незатейливым советским игрушкам из дешевого фарфора. Поэтому кустарные аналоги пользовались довольно большой популярностью, тем более что многие производители были уволены с заводов рабочими и неплохо разбирались в технике создания произведений искусства из фарфора и фаянса.

В 1994 году в Санкт-Петербурге был заново открыт завод имени Михаила Васильевича Ломоносова. В 1995 году он выпустил опытную партию новогодних игрушек. К восстановлению завода привлекли мастеров росписи со всей страны.

Фарфоровый набор, расписанный в народной технике.

История советского фарфора была продолжена потомками, вернувшимися к истокам появления на русской земле этого удивительного искусства. Спустя несколько лет завод стал не только перевыпускать уже некогда отлитые фигурки, но и разрабатывать собственные дизайн, а также макеты новых произведений искусства. С 1998 года регулярности выпуска новых коллекций завода могут позавидовать лучшие производители во всем мире. Качество русской продукции снова становится эталонным, завоевывая первые места не только на художественных выставках, но и на рынке сбыта подобных изделий.

В 2008 году завод получает грант от президента России Владимира Владимировича Путина, а также средства на обновление оборудования.

Современный кустарный фарфор существует до сих пор и представляет собой довольно крупный народный промысел. На территории России есть даже целые деревни заводчиков, создающих уникальные произведения искусства в исконно русских техниках варения фарфора и его росписи.

В деревне Дулево Самарской области уже много лет трудится мастер-промысловик Петр Васильевич Леонов, работающий в уникальной технике росписи мазком. Он расписывает горячий фарфор при помощи пальцев, мазками втирая краску в еще не остывшее произведение. Несмотря на кажущуюся грубость движений, работы Петра Леонова невероятно ценятся во всем мире.

«История холодного фарфора давно изжила себя» – так считает художник, объясняя журналистам, что «в тепле фарфора кроется его душа, и нельзя быть с ней холодным».

Возрождение популярности фарфора

В последнее время на фоне растущей популярности почти забытого в стране искусства работы с фарфором, все больше детей интересуются этим ремеслом. Во многих городах России открыты школы росписи фарфора и фаянса. Там ученики узнают много интересного. Им не только рассказывают об истории производства фарфора, но и обучают росписи материала в различных техниках.

Современные тенденции по возрождению ремесел являются ключевыми в возрождении русской культуры и обычаев, что является невероятно важной частью общественного мировоззрения.

История фарфора и клейм может быть интересна не только взрослым, но и детям. В 2008 году издательство «Азбука» выпустило серию развивающих книг о русских ремеслах. Серия имела огромный успех и не раз переиздавалась. По заверениям многих критиков, сложно найти книгу, которая изложила бы материал подобного рода для детей более доступным способом.

Конечно, издание «Истории фарфора для детей» — всего лишь малая ее часть, но ведь популярными среди молодежи становятся и другие ремесла, что говорит о возрождении традиционного русского искусства.

Ценность фарфора 

Фарфор всегда был очень дорогим и престижным в мире – в России, например, фарфоровая чашка Гарднеровского завода стоила столько же, сколько целая корова. Август Сильный – Саксонский правитель и король конца 17-ого-первой половины 18-ого века – обменял в своё время целую роту рослых солдат на пять китайских ваз.
Фарфор всегда был прерогативой королей и императоров и не был доступен широкому покупателю.

По каким критериям определяют ценность фарфора:

  1. Если это антикварный коллекционный фарфор, то первым параметром, конечно же, является возраст вещи. 
  2. Редкость и уникальность предмета я бы поставила во главе определения ценности. Хотя часто редкость и возраст являются взаимодополняющими параметрами в данном вопросе.
  3. Основной критерий любого изделия из фарфора — это его художественная ценность. 
  4. Для антикварного изделия очень важным является его сохранность, целостность. Отреставрированный фарфор сразу же теряет свою ценность. 
  5. Качество фарфора очень сильно влияет на сохранность предмета. Чем старше вещи, тем, как правило, больше технологических погрешностей и качество фарфора ниже. Поэтому меньше вероятностей приобрести абсолютно неповрежденное и деформированное изделие. 
  6. Кому принадлежало изделие, в какой коллекции оно находилось  — этот вопрос интересует коллекционеров, заинтересованных в особых аурах изделий, обладающих историей и занимательными тайнами обладания.
  7. Степень известности вещи и наличие спроса на неё также определяет её ценность.

Определяют ли легкость и прозрачность фарфора его ценность?

Мы уже не раз говорили о том, что тонкость и лёгкость фарфора не является показателем его качества и ценности. Это предубеждение, которое, к сожалению, очень крепко засело в сознании людей. Даже китайский фарфор не всегда отличается тонкостью. Очень часто изготовители, наоборот, утолщали стенки сосудов. У твёрдого европейского классического фарфора, который не отличается этими показателями, намного выше показатели качества, чем костяного, который обладает тонкостью и прозрачностью благодаря его «неблагородному» составу, а именно, в связи с добавлением пережжённых костей животных. 
Известно выражение, в котором фарфор сравнивается с яичной скорлупой. Будьте внимательны, имеется ввиду не его свойство хрупкости и тонкости, а его особенность не пропускать воду, но при этом пропускать через себя свет и воздух.

Влияет ли форма фарфорового изделия на его ценность

Форма изделия не может определить его ценность. Форма в большей степени зависит от времени, моды, желания, вдохновения, видения мастера и требований заказчика. 

Каждый придерживается своих критериев при оценке ценности фарфорового изделия или сервиза. Надеемся, наша статья немного помогла разобраться вам в некоторых вопросах по данному поводу.

Как отличить от керамики и фаянса

Керамика — это общее понятие, фарфор — более узкое. Фарфоровую посуду можно назвать керамической, и это не будет ошибкой, а вот отличать её от фаянсовой нужно уметь.
Если поставить рядом чайно-кофейные предметы из фарфора и фаянса, можно заметить, что фаянс толще, на просвет абсолютно непрозрачный. Фарфор выглядит изящнее, он тоньше, а на просвет заметна прозрачность.
Звучание — второй признак: у фаянса оно недолгое, глухое, а у фарфора — музыкальное, более длинное, похожее на то, как звучит хрусталь. Чтобы проверить, нужно слегка постучать по поверхности ложкой или другим нетяжелым, но твёрдым предметом.
Признаки старения присущи только фаянсу. Со временем на поверхности появляются мелкие трещинки, похожие на паутину. Это трескается глазурь, которой покрывают предметы, чтобы они приобрели дополнительную прочность. Фарфоровые предметы не нуждаются в таком покрытии, они и без того очень крепкие, поэтому внешний вид не меняется.
Другой способ отличить фарфоровое блюдце или чашку от фаянсовых — перевернуть и посмотреть на донышко. У предмета, сделанного из фаянса, есть ободок, образованный глазурью. Если его нет, посуда фарфоровая.

Источники

  • https://art-salon.eu/ru/kakoy-farfor-bolyshe-vsego-cenitsya-v-mire
  • https://la-palme.ru/chto-takoje-farfor/
  • https://www.ipm.ru/stati-o-farfore/farforovaya-posuda-i-ee-osobennosti/
  • https://yacollectioner.ru/istoriya-farfora/
  • https://FB.ru/article/447014/istoriya-farfora-kratkaya-istoriya-razvitiya-vidyi-i-opisanie-tehnologiya
  • https://yacollectioner.ru/luchshij-farfor/