Позолота — это тончайший слой золота, который может скрывать практически любой материал.
Содержание
- 1 Что такое позолота
- 2 Обзор видов
- 3 Где применяется
- 4 На какие металлы можно наносить позолоту
- 5 Локальное золочение
- 6 Что такое золочение-патинирование?
- 7 Двойное золочение
- 8 Красное золочение
- 9 Способы нанесения
- 10 Преимущества и недостатки позолоты
- 11 Как отличить золото от других металлов
- 12 Отличия позолоты от золота
- 13 Реставрация золочения
Что такое позолота
Толщина его при этом может быть от 1 до 20-25 микрон, а предмет становится практически неотличим от золотого. Метод используется не только в ювелирном искусстве, но и в архитектуре, дизайне и даже косметологии.
Краткая история появления
Впервые искусство золочения предметов роскоши возникло еще несколько тысячелетий назад в Древнем Египте. Именно он стал первой страной, в которой добыча золота приняла промышленные масштабы. Так как все прииски принадлежали фараону, нет ничего удивительного в том, что в первую очередь золочению подвергались предметы быта правящей семьи.
Есть альтернативная версия, которая утверждает, что практика позолоты возникла в Китае. Однако простое сравнение исторических фактов говорит в пользу Египта. Позолоченные саркофаги египетских фараонов насчитывают больше 5000 лет, в то время как в Лао Тан (провинция Китая, которая считается родиной позолоты) тонкие золотые пластины производятся только около 2 тысячелетий.
Искусство золочения, пройдя через Ближний Восток и попав в Древнюю Русь, получило значительный толчок для развития и вышло на совершенно новый уровень. Именно на Руси золото стало не просто признаком статуса и роскоши, но и символом веры и божественного света.
Популярность позолоты, так полюбившейся русскому человеку, привела к созданию оригинальной школы, разработке собственных методов и секретов. Мастера по золочению брали мальчиков с самого раннего возраста, чтобы передать им все тонкости своей профессии. И только немногие из них действительно достигали вершин мастерства.
Следующий шаг в развитии искусства — заслуга архитекторов, в первую очередь Бартоломео Растрелли. Именно он ввел в моду стиль барокко, для которого характерна позолота не только мебели, но и лепнины.
Открытие гальванического метода Б.С. Якоби в XIX веке сделало золочение ювелирных изделий более безопасным и простым. Гальваника вывела методику нанесения позолоты на новый уровень.
Обзор видов
Развитие технологий привело к появлению иных способов золочения. Что позволило наносить более толстый слой позолоты. Срок службы таких украшений значительно дольше, но стоимость выше, чем при обычном золочении. Первым появился листовой метод золочения – сусальное золото. Технику и сейчас применяют в декоре интерьеров, пищевой и косметической областях. Следующей методикой была ртутная. Нагрев амальгамы из золота и ртути негативно действовал на организм мастеров. Поэтому эту технологию в настоящее время практически не применяют.
Еще один метод – гальванический. Он популярен в наши дни и происходит следующим образом: предмет погружают в химический раствор и наносят на него золото при помощи тока. Позолоченный слой получается равномерным, запросто определится толщина покрытия. Современные ученые еще не научились наносить золото аэрозолью. Поэтому таким способом ничего не позолотить. А в баллончиках можно приобрести исключительно краску золотистого оттенка. Покрытый ею предмет не будет считаться позолоченным и маркировке не подвергается. В последние годы в кругу декораторов востребована техника золочения поталь как более доступный и дешевый метод.
Сусальное золото
Так называется тонкий лист металла маркировки 960-й пробы. На Руси сусальное золото традиционно применялось для покрытия куполов на храмах. В России его продают в виде книги с переплетом и 60-ю листами каждый площадью 10 см2. Для толщины не установлен регламент, но самые популярные листы тоньше волосинки человека в 10 раз. Они используются, чтобы декорировать предметы искусства и в дизайне внутреннего убранства помещений. В наружном украшении (фонтаны, статуи) применяют более толстые листы.
Позолота сусальным золотом
Если не брать во внимание нюансы, касающиеся физиков и химиков, то сусальное золото характеризуется как металл с красивым цветом, обладающий хорошей тепло- и электропроводимостью. Вообще, химические характеристики золота весьма интересны: оно не вступает в реакцию с солями, щелочами, кислотами, не подвергается окислению на воздухе, но неустойчиво к азотной и соляной кислоте, ртути и соединениям брома, хлора, циана. Найти золото в чистом виде крайне сложно, причиной тому является его невысокая прочность, поэтому зачастую золото используется лишь в виде сплавов.
Кстати, интересный факт: одного грамма золота оказывается достаточно, чтобы получить проволоку, длина которой будет составлять 2,5 километра, также можно получить тонкую фольгу толщиной 0,00001 мм и покрыть 18 квадратных метров.
Современные технологии производства сусального золота
На сегодняшний день современные технологии позволяют получать листы золота значительно тоньше, нежели это было раньше. А компьютерная техника упрощает этот процесс в разы.
Технология получения тончайших листков заключается в следующем: кусок золота кладут в специальную печь, разогретую до определенной температуры, затем вальцуют в прокатном стане. После этого получается тонкая золотая лента длиной в 50 метров, ее режут квадратиками и складывают стопкой. Квадратики располагают на гранитной плите и начинают их бить гладким молотком.
Продолжается это до тех пор, пока толщина этих квадратов не станет в 4 раза меньше, а размеры квадратов – в два раза. На все это уходит примерно 20 минут, после чего полученные квадратики режутся на 4 части, толщину новых квадратиков можно сравнить с толщиной бумаги.
На этом процесс изготовления золота не прекращается, листки золота опять складывают в стопку, между листками кладется внутренняя оболочка из толстых бычьих кишок. Эту стопку золота зажимают прессом и просушивают на плите, при этом опять стучат молотком на гранитном камне.
Весь этот процесс занимает немалых 5 часов, давая лишь время остыть золоту порядка 15 минут. То золото, которое выступило за пределы стопки, снова запускают в производство, таким образом, процесс повторяется снова и снова, как и обновление информации на сайте ЦБРФ, где транслируются котировки золота онлайн.
Не стоит забывать, что листки золота брать руками просто невозможно за счет их высокой температуры, поэтому мастеру приходится использовать специальную кисточку, перекладывать ею тончайшие листки, раздувать их особенным образом. В итоге получаются ровные тонкие листки драгоценного металла. После завершения процесса изготовления золота, его обрезают нужной формы и раскладывают в виде книжек.
В наши дни производство сусального золота осуществляется практически полностью машинным способом, не ручным. И даже электрический молот производит процесс первичной обивки листов, а затем и процесс тонкой обивки. А вместо оболочек бычьих кишок применяют пластмассовую форму, что позволяет избежать неприятного запаха от органов животных.
В современной России производством сусального золота занимается Московский завод цветных сплавов. Безусловно, имеются и другие частные компании, занимающиеся сусальным золотом в небольших объемах. Чтобы иметь представление о сусальном золоте, можно представить тонкую металлическую фольгу, толщина которой равна 0,36-1,6 микрона. По российским стандартам сусальный лист выпускают квадратами размером 91,5 на 91,5 миллиметра, укладывается по книжечкам, в каждой из которых 10 или 60 листов. Между каждым листком кладется папиросная бумага.
Специалисты разделяют несколько видов золота: трансферное и свободное сусальное. Отличаются они друг от друга наличием прокладки между листками. Так, свободное сусальное золото укладывается в книжке самостоятельно, только листы бумаги разделяют пластинки друг от друга. Поэтому для того, чтобы вынуть лист золота из книжки достаточно лишь достать его и поместить на подушку. Трансферное же золото приклеивается к листочку в книге.
Поталь
Поталью заменяют знаменитое сусальное золото. На вид это золотые пласты либо полосы из сплава меди и цинка, а иногда и с добавкой алюминия. Поталь имитирует золото, серебро либо бронзу. Пласты могут быть с каким-либо рисунком. Особенность потали кроется в том, что в нее не включен драгметалл. Это положительно отражается на ее ценнике.
Главное достоинство заключается в относительно доступной стоимости потали при ее эффектном виде. Помимо этого, позолота защищает металл от разъедания, поскольку золото не окисляется. Золочение декоративных элементов с течением времени не темнеет и сохраняет визуальную привлекательность. Недостаток позолоты только в ее недолговечности.
Толщина, цвет и долговечность
От толщины слоя позолоты зависит то, как долго изделие будет радовать своим блеском. Золото — очень мягкий металл и быстро стирается с поверхности, поэтому известные ювелирные дома, не используют слишком тонкое покрытие. Самая распространенная толщина на современных изделиях — от 0,04 до 0,1 мм. При соблюдении простых правил ухода изделие с таким покрытием прослужит от 3 месяцев до года.
Современные ювелиры используют разную позолоту, добиваясь необычных цветов путем добавления в золото других металлов. Так, белый цвет получается от соединения обычного желтого золота и серебра (реже серебро заменяют на никель или палладий). А розоватый оттенок придает небольшая доля меди. Также на цвет позолоты влияет проба. В Европейских странах применяют, как правило, 750 пробу золота, что придает изделию насыщенный желтый цвет. В России более популярна 585 проба, которая имеет легкий розоватый подтон.
Имеет ли пробу
Все ювелирные украшения, даже с позолотой, должны иметь клеймо с пробой. В отечественном ювелирном деле ставится клеймо с пробой по основному металлу, чаще это серебро. На импортных украшениях ставится проба именно золотого покрытия в каратном эквиваленте с дополнительной буквенной маркировкой. Она указывает на способ, которым украшение было покрыто.
Импортная маркировка и пробы позолоты:
Маркировка | Проба в каратах | Проба золота |
KHGE | 14 или 18 | 585, 750 |
KGE Clad in Gold Electroplate EP GE GEP Cold Layered Cold Layered COLD PLTED GP HE KARATCLAD KGP KTP Layered Overlay Plated Technibond WGP YGP, Electroplaqué d’Or Plaqué | 18 | 750 |
KGB, KTGP | 24 | 999 |
Gold Clad | 18-24 | 750-999 |
Vermeil (маркировка, применяемая на позолоченных серебряных изделиях) | 8-24 | 333-999 |
Важно: маркировка Gold Tone ставится на изделия, которые просто окрашены и не содержат золота.
Где применяется
На сегодняшний день позолоту используют в таких сферах:
- ювелирное дело;
- искусство (в скульптуре; в живописи золочение применяется не только на рамах, но и непосредственно на картинах);
- дизайн интерьеров;
- автомобилестроение (в декоративных целях);
- стоматология;
- электроника (золото — отличный проводник);
- косметология.
Последняя сфера применения наиболее спорная. Чаще всего использование золота в косметологии — это всего лишь хитрый маркетинговый ход. Тем не менее в Японии прорабатывают новейшую технику золочения лица. Считается, что этот металл обогащает кожу кислородом, сохраняет коллаген и способствует снятию раздражения.
Существует даже отдельное направление в нетрадиционной медицине — хризотерапия, в которой золото применяется для лечения воспалений. С научной точки зрения подобные свойства металла не доказаны, так как полномасштабное исследование влияния золота на организм человека никогда не проводилось. Но нельзя не учитывать эффект плацебо.
На какие металлы можно наносить позолоту
Ювелиры чаще всего наносят ее на серебро, но покрыть золотом можно практически любой металл. Золочение делают на дереве, глине, пластике, гипсе, керамике и даже картоне.
Локальное золочение
В том случае, когда только небольшая часть украшения потеряла свой внешний вид, также стоит обратиться в нашу производственно-исследовательскую компанию ООО «6 микрон». Золотых дел мастера, работающие в ней, смогут эффективно провести локальное золочение на самом маленьком участке. Также этот способ пригодится в том случае, когда необходимо облагородить только какую-то часть вещи или выполнить на подарке золотую надпись от дарителя.
Что такое золочение-патинирование?
Патина. Не многим знакомо это слово, а между тем такой способ золочения на сегодняшний день стал занимать особое место в дизайне интерьеров. Чаще всего при помощи патины наносят слой позолоты на такие декоративные включения, как молдинги или лепнина. Не смотря на то, что для проведения процедуры патинирования золочения требуется очень тонкая и скрупулезная работа, квалифицированные мастера нашей компании хорошо с ней справляются. Для того, чтобы воплотить в жизнь самые смелые дизайнерские идеи, которые потом долгие годы будут радовать глаз и восхищать гостей, следует обратиться в нашу научно-производственную компанию ООО «6 микрон».
Двойное золочение
Такую разновидность позолоты можно назвать настоящим искусством. Самые искушенные клиенты останутся в восторге от работы мастера нашей компании, применившего двойное золочение. Смысл тонкой ювелирной работы заключается в нанесении благородным металлом росписи на изделие. Выполняется она в 3 этапа:
- Верхний слой предмета, на который будет наноситься двойное золотое напыление, тщательно зачищается, выравнивается и покрывается полиментом.
- На подготовленный таким образом слой наносится основное золотое напыление.
- После высыхания первого слоя мастер по нему выполняет рисунок золотом другого оттенка.
Эта тонкая работа также по плечу мастерам нашей компании. Любой клиент останется в восторге от полученных результатов и еще не раз обратится к нам с подобной просьбой.
Красное золочение
Одной из разновидностей позолоты, выполняемой в нашей компании, является красное золочение, иначе называемое русским или червонным. Позолоченные украшения, имеющие красноватые оттенки, выглядят самыми богатыми, так как напоминают по царские червонцы – монеты, для изготовления которых использовался благородный металл 900 пробы. Создать для клиента «червонное» украшение, применив для этого красное золочение, также не вызовет у мастеров нашей компании каких-либо трудностей.
Способы нанесения
Способов золочения известно немало. Выбор определяется прежде всего характером поверхности и профессионализмом мастера.
Огневое, или ртутное
Один из самых первых способов, который использовался для золочения храмовых куполов. Суть его в том, что готовилась специальная смесь на основе ртути, которая впоследствии выпаривалась. Из-за опасности для здоровья и жизни мастера эта методика ушла в прошлое.
Золочение на масляной основе (на мордан) Какой мордан (микстьен) выбрать?
Существует 3 вида средств для позолоты на масляной основе:
- средство для позолоты LEFRANC 12 часов
- средство для позолоты LEFRANC 3 часа
- средство для позолоты ROLCO (США) 1-1,5 часа
Указанное время — это то время, которое должно пройти между нанесением средства и нанесением золота. Это время может варьироваться в зависимости от климатических условий. Например, при сухом климате можно накладывать золото на 1 или 2 часа раньше срока, указанного на средстве.
Наложение золотого листа также может быть произведено на час позже срока, указанного на средстве для позолоты.
Средство для позолоты LEFRANC 12 часов подходит в основном для больших поверхностей, для внешних работ, в сухих климатических условиях и в местах, где концентрация пыли не очень высока.
Результат, полученный при применении средства для позолоты 12 часов, будет лучше результата при применении средства для позолоты 3 часа (блеск и глубина). Устойчивость средства для позолоты 12 часов будет также выше.
Средства для позолоты ROLCO 1-1,5 часа и LEFRANC 3 часа используется в основном для меньших поверхностей, для внутренних работ и когда обстоятельства не позволяют использовать средство для позолоты 12 часов (влажный климат и значительная концентрация пыли).
Никогда не полируйте агатом золотой лист, наложенный с помощью средства для позолоты. Лаковое покрытие остается эластичным, и камень может порвать золотой лист.
Материалы и инструменты:
- Сусальное золото в листах или поталь
- Нож позолотчика
- Подушка позолотчика
- Лампензель (Лапка) – плоская беличья кисть
- Кисть для нанесения мордана
- Ватный тампон для полировки и разглаживания золота
- Левкас
- Шеллак
- Краска
- Покрывной лак (при необходимости)
На глиняной основе
Золочение на глиняной основе (на полимент) используется только для дерева и не подходит для наружной отделки. В старину это был один из самых сложных и длительных методов, так как для подготовки полимента требовались редкие по тем временам и очень дорогие ингредиенты, включая китовый жир. Смесь разводилась при помощи яичного белка. Сейчас в продаже можно найти готовые смеси.
Водно-синтетическое
Для этого метода позолоты применяются смеси на воде. Преимущество в том, что можно достаточно быстро подготовить поверхность. Позолоченное изделие получается глянцевым и не требует финальной полировки.
Чесночное
Один из самых старых способов. На поверхность выдавливался свежий чесночный сок. После того как он подсыхал, поверхность полировали, смачивали и наносили золотые листы. По мнению специалистов, такой метод придает позолоте особый блеск.
Преимущества и недостатки позолоты
Одним из достоинств позолоченных предметов является их цена. При этом само изделия выглядит не менее красиво, достойно подчеркивает статус и красоту его обладателя. Для позолоченных украшений можно использовать различные камни, кристаллы, стразы. Драгоценные камни используют реже.
Недостатком является недолговечность покрытия. Срок эксплуатации зависит от толщины слоя, пробы золота и оттого насколько бережно вы относитесь к украшению. Со временем слой стирается, изнашивается, тускнеет, в некоторых случаях может окисляться.
В целях реставрации изношенного слоя вы можете обратиться к ювелирному мастеру. После обновления ваше украшение вновь будет радовать блеском, сиянием и красотой. Цена восстановительных работ зависит от слоя напыления, степени загрязнения, формы изделия.
Как отличить золото от других металлов
Золото не взаимодействует с кислотами. Оно не темнеет со временем. Первое, на что нужно обратить внимание:
- Проба.
- Блеск и запах. Золото блестит в тени так же как и на солнце, не имеет запаха.
- Аккуратность работы. Изделий должно быть ровное, без сколов и царапин.
При возникновении недоверия к качеству необходимо требовать гарантий от продавца и обращаться к экспертам.
Отличия позолоты от золота
Первые отличия можно заметить уже в магазине. Для этого нужно внимательно читать, что написано на этикетке изделия. По правилам на позолоченных предметах должно указываться «gold filled», «gold plated», «gold soldered». Эти обозначения говорят о способе нанесения позолоты на предмет. Причем gold filled обозначает покрытие с помощью гальванизации предмета, и слой позолоты получается толщиной до 1 микрона золотом 999 пробы.
Золотом более низких проб покрывать предмет не имеет смысла, поскольку сверху на ионы золота осядут частички того, что добавили в сплав. Поэтому если речь заходит о каратности позолоты, вполне возможно, что это очередной обман.
На позолоченном изделии вы не найдете клейма, или пробы. А также подлинность золота в украшении легко определит любой ювелир. Первым признаком будет нанесение любых царапин на изделие. Если таковые действительно остаются, перед вами — позолота.
Верхний слой легко стирается при шлифовке. После того как произошло снятие позолоты, на предмет наносится пробирная кислота. Таким образом определяется проба изделия либо другой металл, который там присутствует. В ломбардах есть малотравматичные иглы, которыми на внутренней стороне украшения прокалывают небольшое отверстие, незаметное глазу, на толщину 0,6 микрона. А далее определяют, насколько ценным является предмет.
Если вы часто покупаете не сертифицированные украшения или изделия из золота, позаботьтесь о проверке их подлинности. В ломбардах не жалейте стирать верхний слой или делать насечки. Ведь от того, сколько золота содержится в предмете, зависит цена. Можно также приобрести специальные реактивы, которые определяют наличие золота либо позолоты на предмете, а еще с их помощью просчитывают пробу.
В домашних условиях, чтоб отличить золото от позолоты, можно выполнить несложные действия. Но гарантии того, что этот эксперимент будет эффективным, нет. Самый популярный способ — поднести украшение к огню свечи и подержать 20 секунд. Если изделие потемнеет, и на нем останутся разводы, перед вами — позолота.
Стирается позолота достаточно быстро. Поэтому ее предпочитают применять в предметах, которые используются редко и предназначены для красоты. А позолоченные украшения не особо популярны, поскольку нужен постоянный уход за верхним слоем.
Для чистки позолоты возьмите кусок замшевой ткани и раствор нашатырного спирта, яичного белка или пива. Ни в коем случае не трите чем-то твердым позолоченный предмет, поскольку можно стереть верхний слой.
Выбор между позолотой и золотом остается за вами. Нужно оценить преимущества и решить, для чего будет использован позолоченный предмет.
Как долго держится золочение?
Этот вопрос интересует каждого. Например, китайская бижутерия «с позолотой» сохраняет свой вид буквально пару дней носки.
А вот качественно сделанное золочение при правильном уходе будет радовать своим блеском от 3 до 12 месяцев.
Реставрация золочения
Позолота потеряла со временем или под воздействием неблагоприятных атмосферных факторов потеряла свой прежний богатый вид? Не проблема. Стоит обратиться за помощью к мастерам ООО «6 микрон», и ставшим непрезентабельными ювелирным изделиям или позолоченным предметам обихода в кратчайшие сроки вернется первоначальный блеск и богатый вид. Через руки сотрудников нашей производственно-исследовательской компании прошло огромное количество изделий, требующих восстановления золотого напыления, причем как современных, так и старинных, поэтому они имеют в этом деле большой опыт, позволяющий полностью удовлетворить запросы самого требовательного клиента.
Характеристики золота
Как и все металлы, золото обладает рядом характеристик: плотность, твердость, тепло- и электропроводность, тугоплавкость, пластичность, цвет.
Золото практически химически неактивно, что и определяет его долговечность. Оно пластично, поэтому изделия могут иметь сложную форму.
Звук
Если золото бросить на ровную, твердую поверхность или в стеклянный бокал, то оно звучит звонко и чисто. Метод не подходит для браслетов и цепей, а вот колечко вполне можно проверить.
Прикус (проверка на прочность)
Чем выше проба, тем мягче золота. Высокая прочность не говорит о низком качестве, а говорит о добавлении металлов, в результате чего изделие приобретает износостойкость.
Цвет
Природная окраска — ярко-желтая. Но чистый металл — очень мягкий, поэтому для придания твердости в сплав добавляют другие металлы, изменяющие цвет. По этой причине цвет не всегда помогает непрофессиональному покупателю понять как отличить золото от возможной подделки.
30 % серебра придают зеленоватый оттенок, около 60 % — сплав становится белым.
Медь придает красный оттенок. С цинком, палладием или платиной сплав белеет.
С добавлением никеля — становится светло-желтым.
Керамика
Можно использовать керамическую посуду или плитку без покрытия. Проверяемым предметом нужно с усилием провести по керамической поверхности. Черный след от украшения говорит о том, что перед нами подделка, а не изделие из золота. Для последнего характерен золотистый след.
Данный способ может повредить золотое изделие из-за его мягкости. Особенно это касается высоких проб.
Нет стопроцентной гарантии при керамическом методе, если неблагородный металл позолочен. Поэтому лучше проверять несколькими вариантами.
Уксус
Для проверки подлинности уксусом налейте его в прозрачную емкость в количестве, достаточном для покрытия изделия.
Поместите исследуемый предмет в жидкость и наблюдайте реакцию.
Подделка потемнеет, как и сам раствор. С оригиналом никаких изменений не случится.
Йод
Этот легкий способ рекомендуется для золота 585 пробы и ниже. После него, скорее всего, придется полировать изделие.
Для эксперимента понадобятся:
- ватная палочка;
- йод;
- острый предмет (булавка, иголка, нож).
Проверку лучше проводить на внутренней стороне изделия.
Алгоритм действий:
- Сделать незначительную царапину или соскоб верхнего слоя.
- Ватную палочку обмакнуть в небольшое количество йода.
- Протереть подготовленное место.
Реакция при подделке: быстрое испарение или смена цвета йода на белый.
При взаимодействии с настоящим золотом йод не меняют свою окраску и долго не испаряется. Поврежденное место станет темным.
После проведения эксперимента нужно очистить участок нашатырным спиртом от остатков реагента для избежания потемнения металла.
Магнит
Золото не магнитится. Обратная реакция свидетельствует о том, что в основе изделия — железо, никель, сталь или другие металлы и их сплавы. Изделие может быть позолоченное, или вовсе не включать в состав золота.
- https://zhazhdazolota.ru/vidy/chto-takoe-pozolota
- https://vplate.ru/metally-i-splavy/pozolota/
- https://www.naturalstone.ru/articles/rabota_s_kamnem/susalnoe_zoloto/
- https://6mkm.ru/tipy-zolocheniya/
- https://www.naturalstone.ru/articles/rabota_s_kamnem/tehnologiya_zolocheniya_susalnym_zolotom_s_ispolzovaniem_sredstv_na_maslyanoi_osnove_na_mordan__na_miksten/
- https://HochuZoloto.com/prochee/chto-takoe-pozolota.html
- https://OriginalPoddelka.ru/dragocennosti/zoloto/
- https://DedPodaril.com/zoloto/imform/pozolota-eto.html
- https://centaurus.com.ua/journal/zolochenie/