Огранка драгоценных камней позволяет придать им более совершенный вид, подчеркнуть их достоинства. Данный способ обработки минералов появился лишь в 15-м столетии, а до этого момента ювелиры ограничивались только обдиркой и шлифовкой. Качество огранки во многом зависит от искусности мастера. Лишь обладая истинным талантом, удастся правильно подобрать ее тип и изготовить совершенный шедевр при минимальной утрате массы. О том, какие существуют виды огранки драгоценных и декоративных камней, мы расскажем далее.
Содержание
Для чего минералы гранят
Огранкой именуют механическую обработку как полудрагоценных, так и драгоценных минералов, позволяющую проявить все лучшие их свойства, при этом подчеркнуть уникальность каждого отдельного образца, а также устранить или скрыть имеющиеся дефекты.
В процессе работы на предварительно подготовленный минерал с помощью шлифовального станка наносят грани, представляющие собой различные геометрические фигуры, создающие идеальную комбинацию. Их очертания на внешней и тыльной стороне отличаются, что и позволяет достигнуть максимального блеска и игры переливов. Чем больше граней наносят на изделие, тем сильнее оно искрится.
Прозрачному камню обработка обеспечивает и разложение отбиваемого света на полный спектр – без данного эффекта белые минералы выглядят блекло. Иногда, кстати, под них подкладывают фольгу – этот незамысловатый прием был придуман еще в 17 столетии придворным ювелиром Людовика 14-го.
Процесс огранки очень сложен – работа отличается кропотливостью. Справиться с ней в состоянии лишь квалифицированный специалист. Самый простой тип дизайна предполагает нанесение 30 граней, а наиболее сложный – больше 200. При этом все они должны сохранять абсолютную симметричность и ровность.
Гранение позволяет не только усилить блеск и игру преломленного света, но еще и:
- раскрывает индивидуальные особенности конкретного образца;
- обеспечивает стилистическое единство инкрустируемого предмета;
- помогает снизить потерю веса.
Цвет камня, его естественная форма и наличие (отсутствие) дефектов также непременно учитываются при разработке дизайна.
Основные понятия
Чтобы получить лучшее представление о рассматриваемом процессе, необходимо разобраться в используемой терминологии.
Основными элементами огранки являются:
- рундист – это тонкий краешек камня необходимый для закрепления его в оправе;
- под ним (с тыла) находится павильон;
- еще ниже – калета (острая оконечность);
- на лицевой стороне имеется корона (сходящиеся к центру грани);
- верхняя ровная поверхность именуется площадкой.
Все описанные элементы встречаются практически в любом дизайне огранки.
Круглая огранка
Существующие виды огранки различных драгоценных камней отличаются по сложности и внешнему виду. Наиболее простые формы применяют в ходе обработки непрозрачных минералов – здесь такой важный момент как игра света (по причине ее отсутствия) не учитывается.
Огранку кабошоном (или по-другому – круглую) используют для камней, носящих такие названия:
- нефрит;
- опал;
- агат;
- жадеит;
- бирюза;
- лазурит и т. д.
Готовое изделие приобретает выпуклую с лицевой стороны и плоскую с тыльной форму. Абрисы могут быть самыми разными:
- каплевидные;
- ромбические;
- лодочкой;
- сердечком;
- треугольные и пр.
Полупрозрачные разновидности, и в том числе имеющие посторонние включения, создающие интересные эффекты, оформляют двусторонним кабошоном, то есть в данной ситуации куполовидная выпуклость присутствует с лица и тыла изделия. Нередко им вообще придается форма идеального шара.
Указанный вариант подходит для:
- авантюрина;
- оникса;
- лунного камня;
- серафинита и пр.
Бриллиантовая огранка
Предназначение круглой фасетной огранки – обеспечивать игру света для полностью прозрачных самоцветов, обладающих выраженной способность преломлять лучи. Данный способ позволяет:
- многократно увеличить блеск драгоценного минерала;
- снизить риск его повреждения в ходе обработки.
Главным недостатком рассматриваемого способа является серьезная потеря массы. Иногда готовая вставка оказывается на 50-60 процентов легче исходного минерала. Так, к примеру, знаменитый алмаз Кохинор, что был огранен лично королевой Викторией, в результате с 186,1 карата похудел до 108,93. В настоящее время артефакт служит украшением короны британских монархов, которая сберегается в мастном аналоге Алмазного фонда – Тауэре.
У круглой огранки фасетного типа есть две разновидности. Первая именуется классической бриллиантовой. Ее признаки таковы:
- павильон состоит из 24 граней;
- в короне их насчитывается 33.
Данный вариант обычно применяют, когда необходимо окультурить большие алмазы, сапфиры или изумруды массой от одного карата.
Читайте также: Какие лечебные свойства имеют бусы из необработанного янтаря
Получающиеся 57 граней обеспечивают мощную игру света в готовом камне – инкрустированное ими украшение будет ярко сверкать даже при очень слабом мерцании свечей.
Упрощенную бриллиантовую форму придают мелким самоцветам массой не более 1/9 карата. Здесь совокупно делается около 33 граней, а иногда ограничиваются и всего 17-ю. Описанный дизайн применяют для всех цветных и белых камней, имеющих идеальную прозрачность.
Ступенчатая фантазийная огранка
В отличие от приведенных ранее видов, фасетная ступенчатая огранка не дает возможности обеспечить максимальный блеск минерала, но ее предназначение в другом – подчеркивать его цвет. Применяют ее для прозрачных экземпляров, окраска которых определяется как средняя по насыщенности.
Здесь есть довольно много разновидностей, самой простой из которых является «столовая» (по-другому называется «таблицей»). Обычно готовые камни идут на мужские перстни. Стандартные признаки:
- 4 грани – в павильоне;
- 5 – в короне.
Вариацией «таблицы» является «багет». Отличается он удлиненной формой.
Для очень чистых драгоценных камней применяют «октагон» (иногда это оформление именуют «изумрудным»). Огранка похожа на «багет», но имеет существенное отличие – наличие скошенных углов. Таким образом, получается на короне 9 площадок, а на павильоне – 8.
Восьмиугольную разновидность называют «ашер». У нее есть совокупно 58 граней. «Королевский» вид имеет 74.
Фасетная клиньевая
Сочетанием бриллиантовой и ступенчатой является клиньевая. Она позволяет полностью раскрыть все достоинства обрабатываемого минерала, максимально усилить его сверкание. В основном применяют ее на сравнительно крупных экземплярах хорошего качества.
Наиболее популярным видом считают «овал» – стандарт велит делать не менее 57 граней, но их количество по факту мастера часто меняют в ту или иную сторону. Готовый камень, прежде всего, становится визуально крупнее, массивнее. Благодаря усиленному преломлению света, украшения смотрятся намного эффектнее. Данную форму, как правило, придают:
- сапфирам;
- аквамаринам;
- бериллам;
- топазам.
Огранка «Маркиз» сильно похожа на «овал», но кончики вставки заостряются, из-за чего она начинает напоминать лист или челнок. Придумали данное оформление во Франции еще в 18-м веке. Достоинство варианта в экономичности – готовое изделие почти не утрачивает массу.
Каплевидную форму имеет «груша». По сути, она представляет собой сочетание круглой огранки и маркиза. Максимальный эффект сверкания достигается, лишь если мастеру удается четко выдержать симметрию по оси идущей через острый кончик.
Огранка «маслиной» похожа на «грушу», но не имеет венчающей корону площадки, а также рундиста.
«Принцесса» была придумана не очень давно и используется для плоских алмазов. Первоначально стандарт требовал наносить на камень не меньше 49 граней, но сейчас их количество выросло до 59. Более утонченный вариант «принцессы» именуется «фландерс». Основные его отличия:
- сточенные уголки;
- наличие 61 грани;
- крайне тонкая структура.
Среди наиболее сложных видов обработки следует упомянуть «сердечко». Данная форма применяется исключительно при создании индивидуальных украшений. Зачастую труд мастера обходится заказчику дороже камня-исходника.
Разновидность «шар» также эксклюзивна – на минерал наносится не менее 120 граней, что требует высокого профессионализма.
Кроме описанных вариантов, есть и комбинированные, сочетающие в себе признаки нескольких стилей. К таковым причисляют огранку:
- крестовую;
- радиант;
- французскую;
- барион и пр.
Технология обработки камня
Полученный камень мастер в первую очередь хорошенько изучает. Крупные экземпляры распиливают на несколько частей, а мелким подбирается идеальная форма.
Далее заготовки доводят до требуемой формы. Данный этап именуют обточкой либо обдиркой. Здесь для работы необходим станок схожий по принципу действия с токарным.
Достигнув желаемого переходят к шлифовке. Мастер все делает с помощью станка, оснащенного алмазным диском, вращающимся на очень высоких оборотах. Именно тогда на самоцвет наносят грани.
Последняя процедура – полировка. Осуществляют ее с помощью специальной пасты созданной из оливкового масла и алмазной пыли. Вещество накладывают на поступательно двигающуюся чугунную пластину. Прижимая к ней камень, ювелир доводит его внешний вид до совершенства.